Закон

Определение

Положение

Постановление

Приказ

Прочее

Распоряжение

Решение

Указ

Устав






klimatauto.ru / Решение


Решение Верховного Суда РФ от 28.10.2002 № ГКПИ2002-1100
<О признании незаконными подпункта "а" части 1 пункта 15 и пункта 16 "Положения о дисциплине работников железнодорожного транспорта Российской Федерации", утвержденного Постановлением Правительства РФ от 25.08.1992 № 621>

Официальная публикация в СМИ:
"Экономика железных дорог", № 8, 2003


Определением Верховного Суда РФ от 06.02.2003 № КАС03-23 данное решение оставлено без изменения.



ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ
от 28 октября 2002 г. № ГКПИ 2002-1100

Именем Российской Федерации

Верховный Суд Российской Федерации в составе:

председательствующего -
судьи Верховного Суда РФ Романенкова Н.С.,
при секретаре Чистякове А.В.,
с участием прокурора Масаловой Л.Ф.

рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по жалобе Толченицына Григория Александровича о признании недействительными пп. "а" ч. 1 п. 15 и п. 16 Положения о дисциплине работников железнодорожного транспорта Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 25 августа 1992 г. № 621,

установил:

Толченицын Г.А. обратился в Верховный Суд Российской Федерации с жалобой о признании недействительными пп. "а" ч. 1 п. 15 и п. 16 Положения о дисциплине работников железнодорожного транспорта Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 25 августа 1992 г. № 621, как указывает заявитель, пп. "а" ч. 1 п. 15 и п. 16 Положения о дисциплине работников железнодорожного транспорта Российской Федерации не соответствуют законодательству и ограничивают его трудовые права и свободы, гарантированные Конституцией РФ и Трудовым кодексом РФ.
Заявитель Толченицын Г.А. о дне слушания дела извещен, в суд не явился.
Представитель заявителя Вантрусов П.Ю. поддержал заявленные требования.
Представитель заинтересованного лица Правительства РФ Макаров Д.Ю. возражал против удовлетворения жалобы и пояснил в суде, что лишение машиниста свидетельства на право управления локомотивом, мотор-вагонным подвижным составом, специальным самоходным подвижным составом, водителя - удостоверения на право управления дрезиной, помощника машиниста локомотива, мотор-вагонного подвижного состава, специального самоходного подвижного состава - свидетельства помощника машиниста, помощника водителя дрезины - удостоверения помощника водителя на срок до трех месяцев или до одного года, с переводом с согласия работника на другую работу на тот же срок является видом дисциплинарного взыскания. Право устанавливать дополнительные по сравнению с трудовым законодательством дисциплинарные взыскания в положениях о дисциплине предусмотрено в ст. 192 Трудового кодекса РФ.
Оспариваемые положения нормативного правового акта не противоречат законодательству Российской Федерации и не нарушают прав заявителя.
Выслушав объяснения представителя заявителя Вантрусова П.Ю., представителя заинтересованного лица Правительства РФ Макарова Д.Ю., исследовав материалы дела и заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры РФ Масаловой Л.Ф., полагавшей, что жалоба подлежит удовлетворению, Верховный Суд Российской Федерации находит заявленные требования подлежащими удовлетворению.
Согласно ст. 13 ГК РФ в случаях, предусмотренных законом, нормативный акт, не соответствующий закону или иным правовым актам и нарушающий гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, может быть признан судом недействительным.
Федеральный конституционный закон "О Правительстве Российской Федерации" предусматривает возможность обжалования в суд актов Правительства Российской Федерации.
Федеральным законом "О федеральном железнодорожном транспорте" предусмотрено, что дисциплина работников железнодорожного транспорта регулируется законодательством Российской Федерации о труде и Положением о дисциплине работников железнодорожного транспорта Российской Федерации, утверждаемым Правительством Российской Федерации (статья 17).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 25 августа 1992 г. № 621 утверждено Положение о дисциплине работников железнодорожного транспорта Российской Федерации (в редакции Постановлений Правительства РФ от 25.12.93 № 1341, от 23.04.96 № 526, от 08.02.99 № 134, от 14.07.2001 № 535).
Настоящее Положение, основываясь на законодательстве Российской Федерации о труде, определяет особые условия соблюдения дисциплины работниками железнодорожного транспорта и меры дисциплинарного воздействия в случае нарушения таких условий.
Так, пп. "а" ч. 1 п. 15 Положения предусмотрено: за совершение работником дисциплинарного проступка применение к нему, помимо предусмотренных законодательством Российской Федерации о труде, такого вида дисциплинарного взыскания, как лишение машиниста свидетельства на право управления локомотивом, мотор-вагонным подвижным составом, специальным самоходным подвижным составом, водителя - удостоверения на право управления дрезиной, помощника машиниста локомотива, мотор-вагонного подвижного состава, специального самоходного подвижного состава - свидетельства помощника машиниста, помощника водителя дрезины - удостоверения помощника водителя на срок до трех месяцев или до одного года, с переводом с согласия работника на другую работу на тот же срок по основаниям и в порядке, предусмотренным пунктом 16 настоящего Положения.
С 1 февраля 2002 г. введен в действие Трудовой кодекс Российской Федерации, который в статье 192 устанавливает исчерпывающий перечень дисциплинарных взысканий, которые работодатель имеет право применять.
К ним относятся: 1) замечание; 2) выговор; 3) увольнение по соответствующим основаниям.
В соответствии с ч. 3 ст. 55 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Применение к работнику мер дисциплинарного взыскания является существенным ограничением прав человека на труд, в связи с чем виды дисциплинарных взысканий и основания для их применения могут быть установлены только федеральными законами, что предусмотрено статьями 192 и 330 Трудового кодекса РФ.
В силу ст. 330 Трудового кодекса РФ дисциплина работников, труд которых непосредственно связан с движением транспортных средств, регулируется настоящим Кодексом и положениями (уставами) о дисциплине, утверждаемыми федеральными законами.
Оспариваемое Положение о дисциплине работников железнодорожного транспорта Российской Федерации является не законом, а нормативным правовым актом высшего исполнительного органа государственной власти.
Доводы представителя заинтересованного лица Правительства РФ Макарова Д.Ю. о том, что согласно ч. 2 ст. 423 Трудового кодекса РФ Положение о дисциплине работников железнодорожного транспорта Российской Федерации в части установления дисциплинарного взыскания в виде лишения машиниста свидетельства на право управления локомотивом, мотор-вагонным подвижным составом, специальным самоходным подвижным составом, водителя - удостоверения на право управления дрезиной, помощника машиниста локомотива, мотор-вагонного подвижного состава, специального самоходного подвижного состава - свидетельства помощника машиниста, помощника водителя дрезины - удостоверения помощника водителя на срок до трех месяцев или до одного года, с переводом с согласия работника на другую работу на тот же срок, соответствует действующему трудовому законодательству, являются несостоятельными.
Частью 2 ст. 423 Трудового кодекса РФ предусмотрено, что изданные до введения в действие настоящего Кодекса нормативные правовые акты Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и применяемые на территории Российской Федерации постановления Правительства СССР по вопросам, которые в соответствии с настоящим Кодексом могут регулироваться только федеральными законами, действуют впредь до введения в действие соответствующих федеральных законов.
При этом данные нормативные правовые акты не должны противоречить настоящему Кодексу.
Пунктом 16 Положения установлены основания для наложения дисциплинарного взыскания в виде лишения машиниста свидетельства на право управления локомотивом, мотор-вагонным подвижным составом, специальным самоходным подвижным составом, водителя - удостоверения на право управления дрезиной, помощника машиниста локомотива, мотор-вагонного подвижного состава, специального самоходного подвижного состава - свидетельства помощника машиниста, помощника водителя дрезины - удостоверения помощника водителя.
В связи с тем, что вид дисциплинарного взыскания и основания его применения введены подзаконным актом, что является ограничением прав работника и противоречит требованиям Трудового кодекса Российской Федерации, жалоба Толченицына Г.А. подлежит удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 191, 192, 197, 239.7 ГПК РСФСР, Верховный Суд Российской Федерации

решил:

жалобу Толченицына Григория Александровича удовлетворить, признать незаконными пп. "а" ч. 1 п. 15 и п. 16 Положения о дисциплине работников железнодорожного транспорта Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 25 августа 1992 г. № 621, со дня вступления решения суда в законную силу.
Решение может быть обжаловано или опротестовано в Кассационную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение 10 дней после вынесения судом решения в окончательной форме.


   ------------------------------------------------------------------

--------------------

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru