Закон

Определение

Положение

Постановление

Приказ

Прочее

Распоряжение

Решение

Указ

Устав






klimatauto.ru / Прочее


"Инструкция по расследованию и учету пожаров на объектах энергетики. РД 153-34.0-20.802-2002"
(утв. РАО "ЕЭС России" 19.01.2002)
(ред. от 29.11.2002)

Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено


   ------------------------------------------------------------------

--> примечание.
Начало действия редакции - 01.01.2003.
   ------------------------------------------------------------------




Утверждена
РАО "ЕЭС России"
19 января 2002 года

Срок введения в действие
с 1 января 2002 года

ИНСТРУКЦИЯ
ПО РАССЛЕДОВАНИЮ И УЧЕТУ ПОЖАРОВ НА ОБЪЕКТАХ ЭНЕРГЕТИКИ

РД 153-34.0-20.802-2002

(в ред. Изменения № 1, утв. РАО "ЕЭС России" 29.11.2002)

Разработана Департаментом генеральной инспекции по эксплуатации электрических станций и сетей с учетом предложений ГУТПС МВД РФ, РП "Энерготехнадзор" и АО-энерго.
Утверждена Членом Правления РАО "ЕЭС России" В.К. Паули 19.01.02.
Внесено Изменение № 1, утвержденное членом Правления РАО "ЕЭС России" В.К. Паули 29 ноября 2002 г. и введенное в действие с 1 января 2003 года.

Инструкция составлена на основании положений Федерального закона России "О пожарной безопасности" в части расследования причин и обстоятельств происшедших пожаров, организации обязательного учета и государственной отчетности по пожарам, а также разработки необходимых мер по обеспечению пожарной безопасности. Учтены отдельные положения утвержденной Министерством внутренних дел РФ "Инструкции о порядке статистического учета пожаров и последствий от них в Российской Федерации".
Требования настоящей Инструкции обязательны для акционерных обществ энергетики и электрификации, их филиалов, дочерних и других зависимых структурных подразделений электроэнергетической отрасли.
С вводом в действие настоящей Инструкции утрачивает силу "Инструкция по расследованию пожаров, происшедших на объектах энергетики" (РД 153-34.0-20.802-99).

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1. Основными задачами расследования пожаров на энергетических предприятиях являются:
1.1.1. Установление причин и обстоятельств возникновения и развития пожара.
1.1.2. Определение допущенных в период эксплуатации энергетического предприятия отступлений от требований норм проектирования, строительства, правил технической эксплуатации технологического оборудования и пожарной безопасности, которые способствовали возникновению и развитию пожара.
1.1.3. Разработка организационно-технических мероприятий по предупреждению аналогичных пожаров.
1.1.4. Оценка эффективности работы установок пожаротушения и пожарной сигнализации, подготовка предложений по их совершенствованию.
1.1.5. Анализ совместных действий персонала предприятия (организации) и объектовой пожарной охраны по тушению пожара для необходимых уточнений и корректировок оперативного плана пожаротушения.
1.1.6. Подготовка предложений и дополнительных требований пожарной безопасности для внесения их в нормативно-технические документы, а также для разработки более эффективных средств пожарной защиты энергетических объектов.
1.2. Расследованию и государственному статистическому учету подлежат все случаи пожаров, независимо от причин их возникновения и ущерба, за исключением:
1.2.1. Локальных очагов самовозгорания хранящегося запаса угля, сланца или торфа в штабелях склада твердого топлива при условии, что они не привели к возникновению и распространению горения по данному штабелю или пожару на объектах склада топлива, а также других сооружений энергетического предприятия.
1.2.2. Вспышек (хлопков) в системе пылеприготовления твердого топлива при условии, что они не привели к разрушению системы пылеприготовления и пожару на другом оборудовании.
1.2.3. Местного загорания топлива в котле при его растопке при условии, что это не привело к разрушению обмуровки и конструкции котла, а также к повреждению другого технологического оборудования или сооружений.
1.2.4. Контролируемого применения огня в специально отведенных местах для сжигания мусора, уничтожения выбракованных материалов, тары, списанных с баланса и подлежащих сносу строений и т.п.
1.2.5. Лесные и другие пожары, происшедшие за пределами охранной зоны линий электропередачи по вине сторонних организаций или физических лиц, а также в результате стихийных бедствий, приведших к отключению оборудования сетей.
(Измененная редакция, Изм. № 1).
1.2.6. Коротких замыканий в электроустановках электростанций, тепловых и электрических сетях без последующего их горения.
1.2.7. Горения сухой травы или тополиного пуха, если они не привели к отключению или изменению схемы состава оборудования, его повреждению, а также возникновению пожара в зданиях и сооружениях энергетического предприятия.
1.2.8. В помещениях, сданных в аренду, если пожар не получил дальнейшего распространения и не нанес ущерба энергопредприятию.
(Введен дополнительно, Изм. № 1).
1.3. При составлении материалов расследования необходимо использовать терминологию согласно Приложению 1.
1.4. Состав ведомственной комиссии по расследованию пожара на энергетическом предприятии устанавливается в зависимости от характера и тяжести происшедшего пожара и назначается приказом акционерного общества энергетики и электрификации или вышестоящей организации электроэнергетической отрасли.
1.5. В состав комиссии должны входить представители регионального предприятия "Энерготехнадзор", генеральной проектной организации, а в необходимых случаях (по согласованию) - представители заводов - изготовителей технологического оборудования и пожарной охраны. Объектовая пожарная охрана (при наличии) участвует в работе комиссии в обязательном порядке.
Для уточнения и определения причин пожаров (короткое замыкание, поджог, неисправность оборудования, приборов и др.) к работе в комиссии по расследованию пожара могут привлекаться эксперты научно-исследовательских организаций.
1.6. Пожары, происшедшие по причине воздействия других организаций (проектных, монтажных, строительных, ремонтных, заводов-изготовителей и т.п.), должны расследоваться с приглашением представителей этих организаций, а копии актов расследования направляться в их адрес. При невозможности соблюдения этого требования в акте расследования должна быть сделана соответствующая запись и приложены заверенные копии приглашений.
1.7. Пожары, происшедшие в зданиях, помещениях, сооружениях и на территории энергетических предприятий, арендуемых сторонними организациями, расследуются комиссиями энергетических предприятий с привлечением представителей арендаторов.
1.8. В соответствии с Уголовно-процессуальным кодексом РФ и Федеральным законом "О пожарной безопасности" материалы ведомственного расследования пожара при поступлении запроса должны представляться в органы дознания, на которые по законодательству возложены обязанности по обнаружению преступлений и определению лиц, их совершивших, а также принятия мер, необходимых для предупреждения и пресечения преступления.
1.9. Администрация предприятия (организации), на котором расследуется пожар, обязана:
1.9.1. Предоставить документацию и другие материалы по требованию комиссии.
1.9.2. Выделить транспорт, средства связи, оргтехнику, помещение для работы комиссии по расследованию пожара.
1.9.3. Обеспечить фотографирование места пожара, предоставление и размножение технической документации и итоговых документов по результатам расследования.
1.10. Руководители филиалов, дочерних и зависимых акционерных обществ и других организаций РАО "ЕЭС России" в соответствии с Федеральным законом "О пожарной безопасности" несут персональную ответственность за:
- сообщение о происшедших пожарах;
- своевременное расследование и учет;
- возмещение ущерба и наказание виновных лиц в соответствии с действующим законодательством;
- устранение недостатков, выявленных при расследовании пожара;
- выполнение мероприятий по предупреждению пожаров.

2. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ РАССЛЕДОВАНИЯ ПОЖАРА

2.1. Пожар, явившийся причиной или следствием технологического нарушения в работе оборудования, расследуется в соответствии с "Инструкцией по расследованию и учету технологических нарушений в работе энергосистем, электростанций, котельных, электрических и тепловых сетей". В этом случае отдельный акт расследования пожара не оформляется, однако основные положения обстоятельств его возникновения и тушения должны в полном объеме вноситься в акт расследования технологического нарушения.
В случаях, когда пожар не вызван технологическим нарушением работы оборудования, а также если акт технологического нарушения на бумажном носителе не составляется, обстоятельства расследования возникновения и тушения пожара должны оформляется актом по форме Приложения 2.
2.2. Администрация объекта до начала работы комиссии по расследованию пожара обязана принять следующие меры:
   ------------------------------------------------------------------

--> примечание.
Нумерация пунктов дана в соответствии с официальным текстом документа.
   ------------------------------------------------------------------

2.3.1. После ликвидации пожара обеспечить сбор объяснительных записок от очевидцев и участников тушения пожара, диаграммы регистрирующих приборов, записей оперативных переговоров и имеющиеся вещественные доказательства, относящиеся к причинам пожара, которые по описи должны передаваться в комиссию по расследованию.
2.3.2. Сохранить обстановку на месте пожара такой, какой она была сразу после его ликвидации. В случае невозможности ее сохранения зафиксировать обстановку с помощью видеоаппаратуры, составления схем, эскизов и других средств.
2.3.3. Прекратить в зоне пожара все работы, кроме работ, связанных со спасением и обеспечением безопасности людей или защиты материальных ценностей, а также работ по пуску оборудования, если это вызвано режимом работы объекта.
2.3.4. Запретить вскрытие и разборку технологического оборудования, которое явилось источником возникновения пожара, до прибытия комиссии или специалистов (экспертов), привлеченных к расследованию.
2.4. Члены комиссии имеют право в процессе расследования проводить дополнительный опрос (брать письменное объяснение) персонала, руководителей предприятий (организаций) и их структурных подразделений, а также знакомиться с записью переговоров персонала, оперативной, распорядительной и технологической документацией и другими материалами, имеющими отношение к пожару и противопожарному состоянию объекта.
2.5. Расследование пожара должно быть начато немедленно и закончено в десятидневный срок.
В особых случаях, по представлению председателя комиссии, срок расследования может быть продлен организацией, назначившей комиссию по расследованию. В акте расследования об этом делается соответствующая запись.
2.6. Работа комиссии должна проводиться в соответствии с регламентом, устанавливаемым ее председателем.
2.7. При расследовании пожара устанавливаются обстоятельства, связанные с его возникновением и развитием, процессом организации тушения, а также последствия пожара, которые должны отражаться в описательном блоке акта (Приложение 2), а именно:
2.7.1. Принятые персоналом объекта и пожарными подразделениями меры по тушению пожара. Недостатки и положительные стороны в тушении пожара.
2.7.2. Состояние технологического оборудования и строительных конструкций, способствовавшее возникновению, развитию или ограничению (локализации) пожара.
2.7.3. Состояние электротехнического оборудования (в том числе кабелей и проводов) или приборов, которое явилось причиной возникновения пожара или его развития.
2.7.4. Эффективность работы средств противопожарной защиты: противопожарного водопровода, установок автоматического пожаротушения, пожарной сигнализации, устройств охлаждения ферм машинного зала, огнезащитных покрытий кабелей, первичных средств пожаротушения и т.п. Недостатки и положительные стороны в работе средств противопожарной защиты.
2.7.5. Противопожарные мероприятия, изложенные в предписаниях органов пожарной охраны и РП "Энерготехнадзор", на основании требований норм и правил пожарной безопасности, полное или частичное невыполнение которых привело к возникновению пожара, его развитию и (или) вызвало недостатки в процессе тушения.
2.7.6. Заключения соответствующих организаций или специалистов, которые подтверждают причины пожара и его развития (в необходимых случаях).
2.7.7. Указываются последствия пожара, которые должны учитывать уничтоженное или поврежденное в ходе тушения пожара оборудование, здания и сооружения.
2.7.7.1. Материальный ущерб, который состоит из прямого и косвенного ущерба, определяется на основании документов бухгалтерской отчетности, сведений страховых компаний, документов собственников личного имущества.
2.7.7.2. Сведения о погибших и пострадавших в процессе тушения пожара от воздействия опасных факторов пожара (ожоги, отравления, телесные повреждения от обрушения строительных конструкций, оборудования, падения при пожаре, воздействие машин и механизмов и другое).
2.8. В акт расследования обязательно включаются мероприятия, рекомендуемые комиссией, направленные на предотвращение и развитие аналогичных пожаров.
2.9. Все несчастные случаи с персоналом во время пожара (травмы, ожоги, смертельный исход, воздействие опасных факторов пожара) должны расследоваться в соответствии с действующим "Положением о расследовании и учете несчастных случаев на производстве".
2.10. К акту расследования должны быть приложены все необходимые документы, подтверждающие выводы комиссии (диаграммы регистрирующих приборов, стенограммы оперативных переговоров, выписки из оперативных журналов, объяснительные записки, схемы, чертежи, фотографии, результаты испытаний, приказы о наказании виновных лиц и т.п.).
2.11. Акт расследования должен быть подписан всеми членами комиссии, а при несогласии с отдельными его положениями одного или ряда членов комиссии допускается подписание акта "с особым мнением", которое прилагается к акту.
2.12. По завершении расследования пожара руководством предприятия в обязательном порядке издается распорядительный документ с изложением в нем результатов расследования и организационно-технических мероприятий, направленных на обеспечение пожарной безопасности предприятия, и наказанием лиц, не принявших мер по недопущению его возникновения и развития, а также по частичному возмещению причиненного ущерба на основании действующего законодательства.
2.13. По окончании расследования по одному экземпляру акта расследования пожара немедленно направляется в РП "Энерготехнадзор", Департамент генеральной инспекции по эксплуатации электрических станций и сетей РАО "ЕЭС России" и вышестоящую организацию по подчиненности.
2.14. По материалам расследования пожара вышестоящая организация может издавать распорядительный документ для принятия мер по предотвращению возникновения аналогичных пожаров и совершенствования пожарной безопасности на других подведомственных предприятиях отрасли.

3. КЛАССИФИКАЦИЯ ПОЖАРОВ ПО ПРИЧИНАМ ИХ ВОЗНИКНОВЕНИЯ

3.1. При расследовании должны быть квалифицированы причины возникновения и развития пожара, а именно:
3.1.1. Неисправность технологического оборудования.
3.1.2. Конструктивные недостатки оборудования или прибора.
3.1.3. Нарушение правил эксплуатации оборудования или приборов.
3.1.4. Нарушение правил пожарной безопасности.
3.1.5. Короткое замыкание в электроустановке.
3.1.6. Нарушение правил проведения огнеопасных работ.
3.1.7. Самовозгорание веществ и материалов.
3.1.8. Поджог.
3.1.9. Взрыв.
3.1.10. Воздействие стихийных явлений.
3.1.11. Неустановленные причины.
3.2. Классификационными признаками организационных причин пожаров являются:
3.2.1. Ошибочные или неправильные действия персонала, ответственного за противопожарное состояние объекта:
3.2.1.1. Административного персонала.
3.2.1.2. Оперативного персонала.
3.2.1.3. Неоперативного персонала.
3.2.1.4. Подрядных организаций.
3.2.2. Дефекты проекта.
3.2.3. Дефекты изготовления.
3.2.4. Дефекты монтажа.
3.2.5. Дефекты строительства.
3.2.6. Дефекты ремонта.
3.2.7. Воздействие посторонних лиц и организаций.

4. ПОРЯДОК СООБЩЕНИЯ О ПОЖАРЕ

4.1. Оперативное сообщение о пожарах, происшедших на предприятиях электроэнергетической отрасли, передается диспетчеру-информатору ЦДУ "ЕЭС России", РП "Энерготехнадзор", а также в установленном порядке по случаям, предусмотренным в регламенте передачи оперативной информации в соответствии с "Порядком передачи информации о нарушениях в работе энергопредприятий и энергосистем".
4.2. При пожарах в зданиях проектных институтов, образовательных, оздоровительных, торговых, культурно-зрелищных учреждениях, а также на объектах строительства, промышленных предприятиях, других учреждениях и объектах энергетических предприятий (не связанных с выработкой и передачей энергии) оперативное сообщение передается только по подчиненности и в Департамент генеральной инспекции по эксплуатации электрических станций и сетей РАО "ЕЭС России".

5. УЧЕТ И ОТЧЕТНОСТЬ ПО ПОЖАРАМ

5.1. Государственная отчетность по пожарам:
5.1.1. В соответствии с Федеральным законом "О пожарной безопасности" и соответствующим постановлением Государственного комитета по статистике в Российской Федерации установлена единая система учета пожаров и их последствий, которая обязательна для исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, ведомствами и предприятиями.
На основании действующих положений филиалы, дочерние и зависимые акционерные общества и другие организации ежеквартально, до 10 числа следующего месяца после отчетного периода, представляют в РП "Энерготехнадзор" РАО ЕЭС России сведения о происшедших пожарах по прилагаемой форме (Приложение 3).
5.1.2. Региональные предприятия "Энерготехнадзор" до 15 числа месяца после отчетного квартала обязаны сводные данные направить в Департамент генеральной инспекции по эксплуатации электрических станций и сетей РАО "ЕЭС России".
5.1.3. Статистическому учету подлежат случаи пожаров:
5.1.3.1. В зданиях, помещениях, на сооружениях тепловых и гидравлических электростанциях, сетевых предприятиях.
5.1.3.2. На технологическом оборудовании электростанций и подстанций, в том числе явившихся следствием или причиной технологических нарушений в работе оборудования.
5.1.3.3. В зданиях, сооружениях, помещениях и на других объектах энергетики, не связанных с выработкой и передачей электрической и тепловой энергии.
5.1.3.4. На подведомственных объектах строительства, промышленных и ремонтных предприятиях.
5.1.3.5. Во временных мобильных (инвентарных) зданиях, передвижных бытовых и другого назначения вагончиках, ведомственных общежитиях, гостиницах и предприятиях коммунального хозяйства.
5.1.3.6. В административных зданиях филиалов, дочерних и зависимых акционерных обществ, электростанций, сетевых предприятий, отраслевых научно-исследовательских и проектных институтах, учебных заведениях и других организациях РАО "ЕЭС России".
5.1.3.7. В зданиях и помещениях, расположенных на территории энергетических предприятий, арендуемых сторонними организациями, если пожар получил развитие и нанес ущерб имуществу энергетического предприятия.
(Измененная редакция, Изм. № 1).
5.1.3.8. Пожары, происшедшие в охранной зоне линий электропередачи из-за нарушения противопожарных требований по содержанию просек, приведшие к отключению или повреждению оборудования сетей.
(Введен дополнительно, Изм. № 1).
5.1.4. Проектные и научно-исследовательские организации, самостоятельные оздоровительные, образовательные и другие учреждения РАО "ЕЭС России" до 15 числа месяца после отчетного квартала направляют сводные данные по форме (Приложение 3) в Департамент генеральной инспекции по эксплуатации электрических станций и сетей РАО "ЕЭС России".
5.1.5. Департамент генеральной инспекции по эксплуатации электрических станций и сетей проводит обобщения данных по Холдингу РАО "ЕЭС России" и до 20 числа месяца после отчетного квартала направляет статистический отчет в соответствующие государственные органы Российской Федерации в установленном порядке.
5.2. Внутрифирменная отчетность по пожарам:
5.2.1. О всех случаях пожаров, происшедших за месяц, сводная информация от акционерных обществ, электростанций, МЭС, ОДУ и других организаций должна передаваться до 3 числа после отчетного месяца в соответствующее РП "Энерготехнадзор".
5.2.2. РП "Энерготехнадзор" осуществляют полный учет пожаров на подведомственных региональных энергообъектах и направляют в Департамент генеральной инспекции по эксплуатации электрических станций и сетей сведения о происшедших пожарах, а именно:
5.2.2.1. Оперативные сообщения - немедленно по телефону, факсом или электронной почтой.
5.2.2.2. Оперативные сведения о пожарах за неделю и ходе расследования этих событий - по понедельникам по телефону или факсом.
5.2.2.3. Сводные за месяц сведения о происшедших пожарах, включающие: общее количество пожаров, материальный ущерб, количество уничтоженного и поврежденного оборудования и краткое описание каждого события - ежемесячно до 5 числа после отчетного месяца по электронной почте или факсом.
5.2.3. Проектные и научно-исследовательские организации, самостоятельные оздоровительные, образовательные и другие учреждения РАО "ЕЭС России" до 5 числа после отчетного месяца направляют по электронной почте, факсом или письменно сведения в Департамент генеральной инспекции по эксплуатации электрических станций и сетей РАО "ЕЭС России" о происшедших пожарах, включающие: общее количество пожаров за месяц, материальный ущерб, количество уничтоженного и поврежденного оборудования и краткое описание каждого события.
5.2.4. Департамент генеральной инспекции по эксплуатации электрических станций и сетей может запрашивать необходимые сведения о происшедших пожарах, происшедших на объектах Холдинга РАО "ЕЭС России".
5.2.5. На основании материалов расследования пожаров Департамент генеральной инспекции по эксплуатации электрических станций и сетей РАО "ЕЭС России" производит обобщение, анализ и разработку необходимых мер пожарной безопасности для:
- подготовки необходимых материалов в государственные органы;
- разработки противопожарных мероприятий и внесения соответствующих изменений в действующие нормы и правила пожарной безопасности;
- разработки новых проектных решений;
- принятия мер по совершенствованию обучения персонала;
- подготовки циркуляров, предписаний и информационных писем.





Приложение № 1

ТЕРМИНОЛОГИЯ

1. Пожар - процесс, характеризующийся социальным или экономическим ущербом в результате воздействия на людей и материальные ценности факторов термического разложения или горения, развивающийся вне специального очага, а также применяемых огнетушащих веществ.
2. Горение - экзотермическая реакция окисления вещества, сопровождающаяся, по крайней мере, одним из трех факторов: пламенем, свечением, выделением дыма.
3. Вспышка - быстрое сгорание газопаровоздушной смеси над поверхностью горючего вещества, сопровождающееся кратковременным видимым свечением.
4. Взрыв - быстрое экзотермическое химическое превращение взрывоопасной среды, сопровождающееся выделением энергии и образованием сжатых газов, способных производить разрушение конструкций или установок.
5. Источник зажигания - средство энергетического воздействия, инициирующее возникновение горения.
6. Тление - беспламенное горение материала.
7. Очаг пожара - место первоначального возникновения пожара.
8. Самовозгорание - возгорание в результате самоинициируемых экзотермических процессов.
9. Локализация пожара - действия, направленные на предотвращение возможности дальнейшего распространения горения.
10. Огнетушащее вещество - вещество, обладающее физико-химическими свойствами, позволяющими создать условия для прекращения горения.
11. Ликвидация пожара - действия, направленные на окончательное прекращение горения, а также на исключение возможности его повторного возникновения.
12. Причина пожара - явление или обстоятельство, которое непосредственно привело к возникновению пожара.
13. Материальный ущерб от пожара - общая сумма прямого и косвенного ущерба пожара: уничтоженных материальных ценностей, оборудования, зданий и сооружений (или их части), а также затрат на тушение пожара и ликвидацию его последствий, включая сумму на восстановление или ремонт объекта для нормального функционирования.
Прямой материальный ущерб от пожара - оцененные в денежном выражении материальные ценности (оборудование, здания, сооружения и т.п.), уничтоженные и (или) поврежденные вследствие непосредственного воздействия опасных факторов пожара, огнетушащих веществ, мер, принятых для спасения людей и материальных ценностей, а также недоотпуск электро- и теплоэнергии потребителям по договорам.
Косвенный ущерб от пожара - оцененные в денежном выражении затраты на тушение и ликвидацию последствий пожара, а также восстановление или ремонт объекта.
14. Горючие (сгораемые) - вещества и материалы, способные самовозгораться, а также возгораться при воздействии источника зажигания и самостоятельно гореть после его удаления. Горючие жидкости с температурой вспышки не более 61 °C в закрытом тигле или 66 °C в открытом тигле относят к легковоспламеняющимся. Особо опасными называют легковоспламеняющиеся жидкости с температурой вспышки не более 28 °C.
15. Негорючие (несгораемые) - вещества и материалы, не способные к горению в воздухе. Негорючие вещества могут быть пожаровзрывоопасными (например, окислители или вещества, выделяющие горючие продукты при взаимодействии с водой, кислородом воздуха или друг с другом).
16. Установка пожаротушения - стационарные технические средства, предназначенные для тушения пожара за счет подачи огнетушащего вещества после приведения их в действие от установок пожарной сигнализации или путем ручного пуска.
17. Установка пожарной сигнализации - стационарные технические средства, предназначенные для обнаружения пожара и сообщения о месте его возникновения, путем подачи звукового сигнала или включения световой индикации, а также возможности включения в работу установок пожаротушения.
18. Пожарный извещатель - устройство для формирования сигнала о пожаре.
19. Спринклерная установка пожаротушения - автоматическая установка водяного пожаротушения, оборудованная закрытыми оросителями, открывающимися при достижении определенной температуры.
20. Дренчерная установка пожаротушения - установка водяного пожаротушения, оборудованная открытыми оросителями.
21. Ороситель - элемент установки пожаротушения, предназначенный для выпуска огнетушащего вещества (жидкости, газа, порошка) в защищаемое помещение или установку.
22. Огнетушитель - переносное или транспортируемое устройство, предназначенное для тушения пожара за счет выпуска огнетушащего вещества путем ручного пуска.
23. Пожарный гидрант - устройство для отбора воды из наружного водопровода, применяемое при тушении пожара.
24. Пожарная колонка - съемное устройство, устанавливаемое на пожарный гидрант для отбора воды.
25. Пожарный кран - комплект, состоящий из вентиля, оборудованного пожарной соединительной головкой для подключения пожарного рукава, и ствола, который установлен на водопроводе.
26. Опасный фактор пожара - фактор пожара, воздействие которого приводит к травме, отравлению или гибели человека, а также к материальному ущербу.
27. Трудногорючие (трудносгораемые) - вещества и материалы, способные гореть в воздухе при воздействии источника зажигания, но не способные самостоятельно гореть после его удаления.
(Измененная редакция, Изм. № 1).





Приложение № 2

ФОРМА АКТА РАССЛЕДОВАНИЯ ПОЖАРА

1. Адресный блок
Предприятие: __________________________________________
Дата и время возникновения пожара _____________________
Учетный признак _______________________________________
Классификационные признаки причин пожара ______________
Недоотпуск энергии (тыс. кВт.ч/Гкал) __________________
Экономический ущерб (тыс. руб.) _______________________
Дата и время ликвидации пожара: _______________________
Ключевые слова ________________________________________
2. Описательный блок
Описание возникновения пожара и его протекание.
Принятые персоналом объекта и пожарными подразделениями меры по тушению пожара. Недостатки и положительные стороны в тушении пожара.
Технологическое оборудование и строительные конструкции, которые способствовали возникновению, развитию или ограничению (локализации) пожара. Электротехническое оборудование (в том числе кабели и провода) и бытовые приборы, которые явились причиной возникновения пожара или его развития.
Эффективность работы средств противопожарной защиты: противопожарного водопровода, установок автоматического пожаротушения, пожарной сигнализации, устройств охлаждения ферм машзала, огнезащитных покрытий кабелей, первичных средств пожаротушения и т.п.
Недостатки и положительные стороны в работе средств противопожарной защиты.
Противопожарные мероприятия, изложенные в предписаниях органов пожарной охраны и РП "Энерготехнадзор" на основании требований норм и правил пожарной безопасности, невыполнение или частичное выполнение которых привело к возникновению пожара, его развитию и (или) вызвало недостатки в процессе тушения.
Последствия пожара: перечисляются поврежденное оборудование, здания и сооружения.
Указывается материальный ущерб.
Установленные причины возникновения и развития пожара. Прикладывается экспертное заключение специалистов (если проводилась экспертиза).
Сведения о пострадавших и погибших (если они имелись).
Мероприятия, рекомендуемые комиссией, направленные на предотвращение и развитие пожаров.
3. Визовый блок
Состав комиссии, номер и дата приказа о назначении комиссии по расследованию пожара.
Подписи председателя и членов комиссии.
К акту расследования прикладываются: результаты опроса персонала, фотографии, поясняющие чертежи (схемы) распространения пожара, а также другие документы.





Приложение № 3

Утверждена
Постановлением
Госкомстата России
от 20 июня 1994 г. № 80

ФОРМА № 1 (ПОЖАРЫ)

   ------------------------------------------------------------------

--> примечание.
Текст Постановления Госкомстата РФ от 20.06.1994 № 80 вместе с формой № 1 (пожары) включен в ИБ -->РоссийскоеЗаконодательство отдельным документом.
   ------------------------------------------------------------------



   ------------------------------------------------------------------

--------------------

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru