Закон

Определение

Положение

Постановление

Приказ

Прочее

Распоряжение

Решение

Указ

Устав






klimatauto.ru / Приказ


Приказ Минздрава РФ от 14.08.2002 № 258
"О совершенствовании реабилитационной помощи детям-инвалидам и инвалидам с детства"
(вместе с "Инструкцией о применении оборудования для осуществления реабилитационного процесса в лечебно-профилактических учреждениях")

Официальная публикация в СМИ:
"Здравоохранение", № 10, 2002






МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПРИКАЗ
от 14 августа 2002 г. № 258

О СОВЕРШЕНСТВОВАНИИ РЕАБИЛИТАЦИОННОЙ ПОМОЩИ
ДЕТЯМ - ИНВАЛИДАМ И ИНВАЛИДАМ С ДЕТСТВА

В целях совершенствования реабилитационной помощи детям - инвалидам и инвалидам с детства приказываю:
1. Утвердить:
1.1. Примерный перечень помещений и оборудования для осуществления реабилитационного процесса в лечебно - профилактических учреждениях системы здравоохранения (Приложение № 1).
1.2. Инструкцию о применении оборудования для осуществления реабилитационного процесса в лечебно - профилактических учреждениях системы здравоохранения (Приложение № 2).
2. Управлению медицинских проблем материнства и детства, Департаменту организации и развития медицинской помощи населению:
2.1. В срок до 01.03.2003 внести изменения в отчетно - учетную документацию по детской инвалидности и направить на утверждение в Госкомстат России.
2.2. В срок до 01.02.2003 провести анализ утвержденных медицинских реабилитационных технологий, подготовить пособие по их применению в комплексной программе реабилитации детей - инвалидов и инвалидов с детства от рождения без ограничения возраста для врачей реабилитационных учреждений независимо от ведомственной подчиненности.
3. Департаменту организации и развития медицинской помощи населению, Департаменту экономического развития здравоохранения, управления финансами и материальными ресурсами в срок до 31.03.2003 проанализировать штатные нормативы специализированных лечебно - профилактических учреждений системы здравоохранения, осуществляющих проведение восстановительного лечения и реабилитации инвалидов, в том числе центров медицинской и социальной реабилитации с отделениями постоянного проживания для инвалидов с тяжелыми формами детского церебрального паралича, самостоятельно не передвигающихся и себя не обслуживающих, а также отделений на базе многопрофильных больниц для реабилитации инвалидов с детства, самостоятельно передвигающихся и себя обслуживающих. При необходимости внести изменения и дополнения.
4. Департаменту организации и развития медицинской помощи населению в срок до 01.01.2003 подготовить план мероприятий по разработке стандартов (протоколов) медико - социальной реабилитации инвалидов с детства, страдающих детским церебральным параличом, без ограничения возраста в реабилитационных центрах и отделениях многопрофильных больниц.
5. Контроль за выполнением настоящего Приказа возложить на заместителя Министра О.В. Шарапову.

Министр
Ю.Л.ШЕВЧЕНКО






Приложение № 1

Утвержден
Приказом
Минздрава России
от 14 августа 2002 г. № 258

ПРИМЕРНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ
ПОМЕЩЕНИЙ И ОБОРУДОВАНИЯ ДЛЯ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ
РЕАБИЛИТАЦИОННОГО ПРОЦЕССА В ЛЕЧЕБНО -
ПРОФИЛАКТИЧЕСКИХ УЧРЕЖДЕНИЯХ

1.1. СОМАТИЧЕСКИЙ ПРОФИЛЬ (НА 100 МЕСТ)

   ----T-----------------------------------------------T------------¬

¦ № ¦ Наименование оборудования, принадлежность ¦ Количество ¦
¦п/п¦ помещений ¦ ¦
+---+-----------------------------------------------+------------+
¦ I. Помещения и дизайн ¦
+---T-----------------------------------------------T------------+
¦1 ¦Помещение для групповой кинезотерапии (ЛФК) ¦1 ¦
¦ ¦30 - 35 кв. м ¦ ¦
+---+-----------------------------------------------+------------+
¦2 ¦Помещение для компьютерного комплекса ¦1 ¦
¦ ¦30 - 35 кв. м ¦ ¦
+---+-----------------------------------------------+------------+
¦3 ¦Элементы терапии средой (картины, эстампы, ¦В соответ- ¦
¦ ¦графические работы и др.) ¦ствии с воз-¦
¦ ¦ ¦можностями ¦
+---+-----------------------------------------------+------------+
¦4 ¦Элементы внутреннего дизайна (облицовка стен, ¦ ¦
¦ ¦мягкие напольные интерактивные покрытия ¦ ¦
¦ ¦с изображением сюжетно - ролевых игр, ¦ ¦
¦ ¦декоративные растения, приборы бокового ¦ ¦
¦ ¦освещения и пр.) ¦ ¦
+---+-----------------------------------------------+------------+
¦ II. Оборудование для реабилитации ¦
+---T-----------------------------------------------T------------+
¦1 ¦Шведская стенка ¦4 ¦
+---+-----------------------------------------------+------------+
¦2 ¦Батут ¦2 ¦
+---+-----------------------------------------------+------------+
¦3 ¦Комплект ящиков - подставок ¦10 ¦
+---+-----------------------------------------------+------------+
¦4 ¦Гимнастические скамейки ¦10 ¦
+---+-----------------------------------------------+------------+
¦5 ¦Гимнастические палки ¦50 ¦
+---+-----------------------------------------------+------------+
¦6 ¦Канат ¦2 ¦
+---+-----------------------------------------------+------------+
¦7 ¦Гимнастические маты ¦10 ¦
+---+-----------------------------------------------+------------+
¦8 ¦Гимнастический обруч ¦50 ¦
+---+-----------------------------------------------+------------+
¦9 ¦Массажные коврики ¦10 ¦
+---+-----------------------------------------------+------------+
¦10 ¦Притч (деревянный топчан реечный) ¦50 ¦
+---+-----------------------------------------------+------------+
¦11 ¦Набор мячей различного диаметра и веса ¦5 ¦
+---+-----------------------------------------------+------------+
¦12 ¦Компьютерные тренажеры ¦10 ¦
+---+-----------------------------------------------+------------+
¦13 ¦Компьютерные игры ¦10 ¦
+---+-----------------------------------------------+------------+
¦14 ¦Тренажеры (ротационные) и игры (конструкторы ¦10 ¦
¦ ¦Lego, Puzzle) ¦ ¦
+---+-----------------------------------------------+------------+
¦15 ¦Столовые приборы специальной конструкции ¦По числу де-¦
¦ ¦ ¦тей ¦
+---+-----------------------------------------------+------------+
¦16 ¦Тренажер для обучения навыкам ходьбы ¦5 ¦
¦ ¦(при тяжелых двигательных нарушениях) ¦ ¦
L---+-----------------------------------------------+-------------


1.2. НЕВРОЛОГИЧЕСКИЙ, НЕЙРОХИРУРГИЧЕСКИЙ,
НЕЙРОТРАВМАТОЛОГИЧЕСКИЙ, ПСИХИАТРИЧЕСКИЙ ПРОФИЛИ
(НА 100 МЕСТ)

   ----T-----------------------------------------------T------------¬

¦ № ¦ Наименование оборудования, принадлежность ¦ Количество ¦
¦п/п¦ помещений ¦ ¦
+---+-----------------------------------------------+------------+
¦ I. Помещения и дизайн ¦
+---T-----------------------------------------------T------------+
¦1 ¦Помещение для групповой кондуктивной терапии ¦1 ¦
¦ ¦30 - 40 кв. м ¦ ¦
+---+-----------------------------------------------+------------+
¦2 ¦Помещение для групповой кинезотерапии (ЛФК) ¦1 ¦
¦ ¦30 - 35 кв. м ¦ ¦
+---+-----------------------------------------------+------------+
¦3 ¦Помещение для компьютерного развивающе - ¦1 ¦
¦ ¦обучающего комплекса 30 - 35 кв. м ¦ ¦
+---+-----------------------------------------------+------------+
¦4 ¦Помещение для эрготерапии 30 - 35 кв. м ¦1 ¦
+---+-----------------------------------------------+------------+
¦5 ¦Помещение для сенсорной комнаты 15 - 20 кв. м ¦1 ¦
+---+-----------------------------------------------+------------+
¦6 ¦Помещение для Монтессори - терапии ¦1 ¦
¦ ¦20 - 25 кв. м ¦ ¦
+---+-----------------------------------------------+------------+
¦7 ¦Элементы терапии средой (картины, эстампы, ¦В соответ- ¦
¦ ¦графические работы и др.) ¦ствии с воз-¦
¦ ¦ ¦можностями ¦
+---+-----------------------------------------------+------------+
¦8 ¦Элементы внутреннего дизайна (облицовка стен, ¦ ¦
¦ ¦мягкие напольные интерактивные покрытия ¦ ¦
¦ ¦с изображением сюжетно - ролевых игр, ¦ ¦
¦ ¦декоративные растения, приборы бокового ¦ ¦
¦ ¦освещения и пр.) ¦ ¦
+---+-----------------------------------------------+------------+
¦ II. Реабилитационное оборудование ¦
+---T-----------------------------------------------T------------+
¦1 ¦Шведская стенка ¦4 ¦
+---+-----------------------------------------------+------------+
¦2 ¦Батут ¦2 ¦
+---+-----------------------------------------------+------------+
¦3 ¦Комплект ящиков - подставок ¦10 ¦
+---+-----------------------------------------------+------------+
¦4 ¦Гимнастические скамейки ¦10 ¦
+---+-----------------------------------------------+------------+
¦5 ¦Гимнастические палки ¦50 ¦
+---+-----------------------------------------------+------------+
¦6 ¦Канат ¦2 ¦
+---+-----------------------------------------------+------------+
¦7 ¦Гимнастические маты ¦10 ¦
+---+-----------------------------------------------+------------+
¦8 ¦Гимнастический обруч ¦50 ¦
+---+-----------------------------------------------+------------+
¦9 ¦Массажные коврики ¦10 ¦
+---+-----------------------------------------------+------------+
¦10 ¦Притч (деревянный топчан реечной конструкции) ¦50 ¦
+---+-----------------------------------------------+------------+
¦11 ¦Набор мячей различного диаметра и веса ¦5 ¦
+---+-----------------------------------------------+------------+
¦12 ¦Набор для проведения Монтессори - терапии ¦2 ¦
+---+-----------------------------------------------+------------+
¦13 ¦Сухой бассейн ¦2 ¦
+---+-----------------------------------------------+------------+
¦14 ¦Набор мягких форм специальной мебели ¦10 ¦
+---+-----------------------------------------------+------------+
¦15 ¦Компьютерные тренажеры ¦10 ¦
+---+-----------------------------------------------+------------+
¦16 ¦Сенсорная комната ¦1 ¦
+---+-----------------------------------------------+------------+
¦17 ¦Аппарат функционального биоуправления ¦2 ¦
¦ ¦с обратной связью ("Звуковой луч" и т.п.) ¦ ¦
+---+-----------------------------------------------+------------+
¦18 ¦Специализированный набор психологической ¦10 ¦
¦ ¦коррекции ¦ ¦
+---+-----------------------------------------------+------------+
¦19 ¦Специализированный набор для коррекции ¦10 ¦
¦ ¦речедвигательных нарушений ¦ ¦
+---+-----------------------------------------------+------------+
¦20 ¦Тренажеры для развития мелкой моторики ¦50 ¦
+---+-----------------------------------------------+------------+
¦21 ¦Столовые приборы специальной конструкции ¦По числу де-¦
¦ ¦ ¦тей ¦
+---+-----------------------------------------------+------------+
¦22 ¦Тренажер для обучения навыкам ходьбы ¦5 ¦
¦ ¦(при тяжелых двигательных нарушениях) ¦ ¦
L---+-----------------------------------------------+-------------


1.3. ДОМА РЕБЕНКА (НА 100 МЕСТ)

   ----T-----------------------------------------------T------------¬

¦ № ¦ Наименование оборудования, принадлежность ¦ Количество ¦
¦п/п¦ помещений ¦ ¦
+---+-----------------------------------------------+------------+
¦ I. Помещения и дизайн ¦
+---T-----------------------------------------------T------------+
¦1 ¦Помещение для групповой кондуктивной терапии ¦1 ¦
¦ ¦30 - 40 кв. м ¦ ¦
+---+-----------------------------------------------+------------+
¦2 ¦Помещение для групповой кинезотерапии (ЛФК) ¦1 ¦
¦ ¦30 - 35 кв. м ¦ ¦
+---+-----------------------------------------------+------------+
¦3 ¦Помещение для компьютерного развивающе - ¦1 ¦
¦ ¦обучающего комплекса 30 - 35 кв. м ¦ ¦
+---+-----------------------------------------------+------------+
¦4 ¦Помещение для эрготерапии 30 - 35 кв. м ¦1 ¦
+---+-----------------------------------------------+------------+
¦5 ¦Помещение для сенсорной комнаты 15 - 20 кв. м ¦1 ¦
+---+-----------------------------------------------+------------+
¦6 ¦Элементы терапии средой (картины, эстампы, ¦В соответ- ¦
¦ ¦графические работы и др.) ¦ствии с воз-¦
¦ ¦ ¦можностями ¦
+---+-----------------------------------------------+------------+
¦7 ¦Элементы внутреннего дизайна (облицовка стен, ¦ ¦
¦ ¦мягкие напольные интерактивные покрытия с изо- ¦ ¦
¦ ¦бражением сюжетно - ролевых игр, декоративные ¦ ¦
¦ ¦растения, приборы бокового освещения и пр.) ¦ ¦
+---+-----------------------------------------------+------------+
¦ II. Реабилитационное оборудование ¦
+---T-----------------------------------------------T------------+
¦1 ¦Шведская стенка ¦4 ¦
+---+-----------------------------------------------+------------+
¦2 ¦Батут ¦2 ¦
+---+-----------------------------------------------+------------+
¦3 ¦Комплект ящиков - подставок ¦10 ¦
+---+-----------------------------------------------+------------+
¦4 ¦Гимнастические скамейки ¦10 ¦
+---+-----------------------------------------------+------------+
¦5 ¦Гимнастические палки ¦50 ¦
+---+-----------------------------------------------+------------+
¦6 ¦Канат ¦2 ¦
+---+-----------------------------------------------+------------+
¦7 ¦Гимнастические маты ¦10 ¦
+---+-----------------------------------------------+------------+
¦8 ¦Гимнастический обруч ¦50 ¦
+---+-----------------------------------------------+------------+
¦9 ¦Массажные коврики ¦10 ¦
+---+-----------------------------------------------+------------+
¦10 ¦Притч (деревянный топчан реечной конструкции) ¦50 ¦
+---+-----------------------------------------------+------------+
¦11 ¦Набор мячей различного диаметра и веса ¦5 ¦
+---+-----------------------------------------------+------------+
¦12 ¦Сухой бассейн ¦2 ¦
+---+-----------------------------------------------+------------+
¦13 ¦Набор мягких форм специальной мебели ¦10 ¦
+---+-----------------------------------------------+------------+
¦14 ¦Компьютерные тренажеры ¦10 ¦
+---+-----------------------------------------------+------------+
¦15 ¦Сенсорная комната ¦1 ¦
+---+-----------------------------------------------+------------+
¦16 ¦Аппарат функционального биоуправления ¦2 ¦
¦ ¦с обратной связью ("Звуковой луч" и т.п.) ¦ ¦
+---+-----------------------------------------------+------------+
¦17 ¦Тренажеры для развития мелкой моторики ¦50 ¦
+---+-----------------------------------------------+------------+
¦18 ¦Столовые приборы специальной конструкции ¦По числу де-¦
¦ ¦ ¦тей ¦
+---+-----------------------------------------------+------------+
¦19 ¦Тренажер для обучения навыкам ходьбы ¦5 ¦
¦ ¦(при тяжелых двигательных нарушениях) ¦ ¦
L---+-----------------------------------------------+-------------







Приложение № 2

Утверждена
Приказом
Минздрава России
от 14 августа 2002 г. № 258

ИНСТРУКЦИЯ
О ПРИМЕНЕНИИ ОБОРУДОВАНИЯ ДЛЯ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ
РЕАБИЛИТАЦИОННОГО ПРОЦЕССА В ЛЕЧЕБНО -
ПРОФИЛАКТИЧЕСКИХ УЧРЕЖДЕНИЯХ

I. Оборудование применяется для организации комплексной реабилитации детей с хроническими заболеваниями и последствиями травм центральной и периферической нервной системы, опорно - двигательного аппарата, с умственной отсталостью и задержками психического развития различного генеза, в том числе детей - инвалидов.
II. Назначение реабилитационного оборудования:
1. Шведская стенка:
- выработка хвата, увеличение объема движений в конечностях, укрепление ангравитационной мускулатуры.
2. Батут:
- тренировка функции равновесия, преодоление вестибулярных и мозжечковых расстройств, оптимизация опоры на стопы;
- выработка, закрепление и оптимизация конструктивного праксиса;
- тренаж для установочных выпрямительных рефлексов и более сложных локомоторных актов в атогенетической последовательности;
- тренировка пространственно - ориентировочных двигательных реакций и навыков.
3. Комплект ящиков - подставок:
- для проведения занятий по кондуктивной терапии, выработки правильной осанки.
4. Гимнастические скамейки:
- тренировка вертикального положения туловища в положении сидя;
- индивидуальные и групповые занятия по кондуктивной терапии с использованием дополнительного спортивно - игрового инвентаря (мячи, гимнастические палки, кольца и т.д.), направленные на увеличение объема движений верхних конечностей, скорость реакции, воспитание манипулятивных функций в условиях удержания вертикальной позы сидя;
- выработка навыков равновесия и тренировка вестибулярной функции;
- улучшение кинематического рисунка шага.
5. Гимнастические палки:
- выработка функции хвата и противопоставления пальцев кисти;
- увеличение объема движений в суставах верхних конечностей;
- преодоление нарушений осанки и порочных установок в позвоночнике;
- укрепление выпрямительной мускулатуры.
6. Канат:
- формирование функций хвата и увеличение объема движений в верхних конечностях;
- поддерживающее устройство при освоении вертикальной позы и локомоторных актов;
- приспособление для игротерапевтических мероприятий (сюжетно - ролевые игры);
- воспитание кинематического рисунка шага, преодоление нарушений функций равновесия и вестибулярных расстройств.
7. Маты:
- выработка разнообразных двигательных навыков и навыков вертикализации у детей с локомоторными расстройствами и задержкой развития опорно - двигательной системы.
8. Гимнастический обруч:
- воспитание хвата и противопоставления пальцев кисти;
- увеличение объема движений в суставах верхних конечностей;
- укрепление мышц живота и поясницы;
- оптимизация функции равновесия.
9. Массажные коврики:
- воздействие на рефлексогенные зоны подошвенной поверхности стоп;
- формирование и укрепление свода стопы;
- преодоление порочных установок стоп;
- оптимизация кинематического рисунка шага.
10. Притч:
- необходим для разнообразных индивидуальных и групповых занятий по кондуктивной терапии, направленных на преодоление двигательных нарушений и вестибулярно - атактических расстройств, а также на выработку навыков вертикализации.
11. Набор мячей разного диаметра и веса:
- гашение примитивных технических рефлексов, снижение мышечного тонуса;
- увеличение объема движений в суставах конечностей, выработка манипулятивных навыков;
- тренировка опороспособности кистей и стоп;
- преодоление аддукторного спазма;
- игротерапия (сюжетно - ролевые игры, сказкотерапия и т.п.).
12. Набор для проведения Монтессори - терапии:
- для развития познавательной сферы ребенка и навыков самообслуживания (для детей в возрасте от 3 до 5 лет).
13. Сухой бассейн:
- развитие двигательной активности;
- тренировка вестибулярного аппарата;
- стимуляция тактильной чувствительности.
14. Набор мягких форм специальной мебели:
- тренировка вестибулярного аппарата;
- для уменьшения аддукторного тонуса мышц бедер.
15. Компьютерные тренажеры:
- развитие мелкой моторики, тактильной чувствительности, устранение влияния примитивных тонических рефлексов, развитие пространственного восприятия, стимуляция высших корковых функций.
16. Компьютерные игры:
- развитие логического, образного мышления, конструктивного праксиса;
- стимуляция образного, цветового, пространственного представления;
- развитие памяти;
- активация манипулятивной деятельности.
17. Специализированный набор психологической коррекции:
- для стимуляции высших корковых функций.
18. Тренажеры (ротационные) и игры (конструкторы Lego, Puzzle):
- развитие манипулятивной активности, мелкой моторики рук, познавательной деятельности.
19. Сенсорная комната:
- повышение мотивации;
- развитие пространственных представлений, гашение гиперкинезов, развитие двигательной активности;
- стимуляция тактильной, зрительной, слуховой чувствительности.
20. Звуковой луч:
- увеличение объема движений в суставах, развитие мелкой моторики рук и гашение непроизвольных движений;
- развитие и закрепление правильной осанки;
- развитие ощущения собственного тела в пространстве;
- развитие мотивации.
21. Столовые приборы специальной конструкции:
- для выработки навыка самообслуживания.
При отсутствии помещений (Приложение 1, раздел II, п. 1, 2, 4, 6) для организации реабилитации возможно использование зала для лечебной физкультуры, групповых помещений, холла, рекреаций и т.д.


   ------------------------------------------------------------------

--------------------

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru