Закон

Определение

Положение

Постановление

Приказ

Прочее

Распоряжение

Решение

Указ

Устав






klimatauto.ru / Прочее


"Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования в области культуры и искусства. Направление 531200 - Социально-культурная деятельность. Степень (квалификация) - бакалавр социально-культурной деятельности. Регистрационный № 559 иск/бак"
(утв. Минобразованием РФ 12.02.2003)

Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено


--> примечание
Фактически утратил силу в связи с принятием Федерального закона от 01.12.2007 № 309-ФЗ, изменившего понятие и структуру государственного образовательного стандарта, а также изданием Правил разработки и утверждения федеральных государственных образовательных стандартов, утв. Постановлением Правительства РФ от 24.02.2009 № 142, в соответствии с которыми утверждаются новые образовательные стандарты.



Утверждаю
Заместитель
Министра образования
Российской Федерации
Л.С.ГРЕБНЕВ
12 февраля 2003 года

Номер государственной
регистрации
559 иск/бак

Вводится
с момента утверждения

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
В ОБЛАСТИ КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВА

НАПРАВЛЕНИЕ 531200 - СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

СТЕПЕНЬ (КВАЛИФИКАЦИЯ) - БАКАЛАВР СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

1. Общая характеристика направления
531200 - Социально-культурная деятельность

1.1. Направление подготовки 531200 - Социально-культурная деятельность утверждено Приказом Министерства образования Российской Федерации от 24.01.2002 № 181.
1.2. Степень (квалификация) выпускника: бакалавр социально-культурной деятельности.
Нормативный срок освоения основной образовательной программы подготовки бакалавра по направлению 531200 - Социально-культурная деятельность при очной форме обучения - 4 года.
1.3. Квалификационная характеристика выпускника.
1.3.1. Областью профессиональной деятельности выпускника является социально-педагогическое, психолого-педагогическое, информационное, организационно-методическое содействие развитию личности в процессе производства, интерпретации, сохранения и распространения культурных ценностей.
1.3.2. Объекты деятельности: правительственные и неправительственные организации, учреждения, ассоциации, фонды культуры, образования, социальной работы. Социально-культурная деятельность распространяется на все социально-демографические, национально-этнические и другие группы населения.
1.3.3. Бакалавр социально-культурной деятельности в соответствии с общепрофессиональной и специальной подготовкой должен уметь осуществлять следующие виды профессиональной деятельности:
- научно-исследовательская;
- учебно-педагогическая;
- производственно-практическая;
- научно-методическая.
1.3.4. Задачами профессиональной деятельности бакалавра являются:
- изучение, сохранение, восстановление и использование культурного наследия в процессе возвышения духовных потребностей и интересов разных групп населения;
- создание и обогащение культурных ценностей, творческого развития детей, подростков и взрослых; деятельное участие в организации свободного времени населения;
- создание благоприятной культурной среды, стимулирование инновационных движений в социокультурной сфере; разработка и реализация федеральных, региональных, муниципальных и иных целевых социально-культурных программ и технологий;
- проведение массовой информационно-просветительной работы по месту жительства; популяризация здорового образа жизни;
- вовлечение людей в процесс непрерывного образования, социально-культурного творчества и рекреативно-развлекательного досуга; социально-культурная поддержка людей с особыми нуждами, участие в деятельности по социокультурной реабилитации и адаптации лиц с отклоняющимся поведением; помощь в семейном воспитании детей;
- участие в разработке и внедрении региональных, федеральных и международных программ изучения, сохранения и развития традиций отечественной культуры;
- разработка научно-методических, организационно-практических, художественно-педагогических и информационных основ изучения, сохранения и развития отечественной культуры в современных условиях.
1.4. Возможности продолжения образования.
Бакалавр подготовлен для продолжения образования:
- в магистратуре по направлению 531200 - Социально-культурная деятельность;
- освоению в сокращенные сроки основных образовательных программ по специальности 053100 - Социально-культурная деятельность.

2. Требования к уровню подготовки абитуриента

2.1. Предшествующий уровень образования абитуриента - среднее (полное) общее образование.
2.2. Абитуриент должен иметь документ государственного образца о среднем (полном) общем образовании, или среднем профессиональном образовании по специальности, или начальном профессиональном образовании, если в нем есть запись о получении предъявителем среднего (полного) общего образования, или высшем профессиональном образовании.
2.3. При приеме на подготовку бакалавров по направлению 531200 - Социально-культурная деятельность высшее учебное заведение проводит конкурсные вступительные испытания профессиональной направленности.

3. Общие требования к основной образовательной программе
подготовки бакалавров по направлению 531200 -
Социально-культурная деятельность

3.1. Основная образовательная программа подготовки бакалавра разрабатывается на основании настоящего государственного образовательного стандарта и включает в себя учебный план, программы учебных дисциплин, программы учебных и производственных практик.
3.2. Требования к обязательному минимуму содержания основной образовательной программы подготовки бакалавра социально-культурной деятельности к условиям ее реализации и срокам освоения, определяются настоящим государственным образовательным стандартом.
3.3. Основная образовательная программа подготовки бакалавра социально-культурной деятельности состоит из дисциплин федерального компонента, дисциплин национально-регионального (вузовского) компонента, дисциплин по выбору студента, а также факультативных дисциплин. Дисциплины и курсы по выбору студента в каждом цикле должны содержательно дополнять дисциплины, указанные в федеральном компоненте цикла.
3.4. Основная образовательная программа подготовки бакалавра должна предусматривать изучение студентом следующих циклов дисциплин и итоговую государственную аттестацию:
цикл ГСЭ - общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины;
цикл ОПД - общепрофессиональные дисциплины;
цикл СД - специальные дисциплины;
ФТД - факультативы.
Цикл ЕН - общие математические и естественнонаучные дисциплины стандартом направления не предусматриваются. Отдельные курсы могут предлагаться студентам в разделе ФТД (факультативы). Необходимый уровень знаний закладывается в курсах философии и социологии, а также с учетом профиля подготовки специалиста в циклах ОПД и СД.
3.5. Содержание национально-регионального компонента основной образовательной программы подготовки бакалавра социально-культурной деятельности должно обеспечивать подготовку выпускника в соответствии с квалификационной характеристикой, установленной настоящим государственным образовательным стандартом.

4. Требования к обязательному минимуму содержания
основной образовательной программы подготовки бакалавра
по направлению 531200 - Социально-культурная деятельность

   ---------T-------------------------------------------------T-----¬

¦ Индекс ¦ Наименование дисциплин и их основные разделы ¦Всего¦
¦ ¦ ¦часов¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ 1 ¦ 2 ¦ 3 ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ГСЭ.00 ¦Общие гуманитарные и социально-экономические ¦1800 ¦
¦ ¦дисциплины ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ГСЭ.Ф.00¦Федеральный компонент ¦1260 ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ГСЭ.Ф.01¦Иностранный язык ¦340 ¦
¦ ¦ Специфика артикуляции звуков, интонации, ¦ ¦
¦ ¦акцентуации и ритма нейтральной речи в изучаемом ¦ ¦
¦ ¦языке; основные особенности полного стиля ¦ ¦
¦ ¦произношения, характерные для сферы ¦ ¦
¦ ¦профессиональной коммуникации; чтение ¦ ¦
¦ ¦транскрипции. ¦ ¦
¦ ¦ Лексический минимум в объеме 4000 учебных ¦ ¦
¦ ¦лексических единиц общего и терминологического ¦ ¦
¦ ¦характера. ¦ ¦
¦ ¦ Понятие дифференциации лексики по сферам ¦ ¦
¦ ¦применения (бытовая, терминологическая, ¦ ¦
¦ ¦общенаучная, официальная и другая). ¦ ¦
¦ ¦ Понятие о свободных и устойчивых ¦ ¦
¦ ¦словосочетаниях, фразеологических единицах. ¦ ¦
¦ ¦ Понятие об основных способах словообразования. ¦ ¦
¦ ¦Грамматические навыки, обеспечивающие ¦ ¦
¦ ¦коммуникацию общего характера без искажения ¦ ¦
¦ ¦смысла при письменном и устном общении; основные ¦ ¦
¦ ¦грамматические явления, характерные для ¦ ¦
¦ ¦профессиональной речи. ¦ ¦
¦ ¦ Понятие об обиходно-литературном, официально- ¦ ¦
¦ ¦деловом, научном стилях, стиле художественной ¦ ¦
¦ ¦литературы. Основные особенности научного стиля. ¦ ¦
¦ ¦ Культура и традиции стран изучаемого языка, ¦ ¦
¦ ¦правила речевого этикета. ¦ ¦
¦ ¦ Говорение. Диалогическая и монологическая речь ¦ ¦
¦ ¦с использованием наиболее употребительных и ¦ ¦
¦ ¦относительно простых лексико-грамматических ¦ ¦
¦ ¦средств в основных коммуникативных ситуациях ¦ ¦
¦ ¦неофициального и официального общения. Основы ¦ ¦
¦ ¦публичной речи (устное сообщение, доклад). ¦ ¦
¦ ¦ Аудирование. Понимание диалогической и ¦ ¦
¦ ¦монологической речи в сфере бытовой и ¦ ¦
¦ ¦профессиональной коммуникации. ¦ ¦
¦ ¦ Чтение. Виды текстов: несложные прагматические ¦ ¦
¦ ¦тексты и тексты по широкому и узкому профилю ¦ ¦
¦ ¦специальности. ¦ ¦
¦ ¦ Письмо. Виды речевых произведений: аннотация, ¦ ¦
¦ ¦реферат, тезисы, сообщения, частное письмо, ¦ ¦
¦ ¦деловое письмо, биография ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ГСЭ.Ф.02¦Физическая культура ¦408 ¦
¦ ¦ Физическая культура в общекультурной и ¦ ¦
¦ ¦профессиональной подготовке студентов. Ее ¦ ¦
¦ ¦социально-биологические основы. Физическая ¦ ¦
¦ ¦культура и спорт как социальные феномены ¦ ¦
¦ ¦общества. Законодательство Российской Федерации о¦ ¦
¦ ¦физической культуре и спорте. Физическая культура¦ ¦
¦ ¦личности. ¦ ¦
¦ ¦ Основы здорового образа жизни студента. ¦ ¦
¦ ¦Особенности использования средств физической ¦ ¦
¦ ¦культуры для оптимизации работоспособности. ¦ ¦
¦ ¦ Общая физическая и специальная подготовка в ¦ ¦
¦ ¦системе физического воспитания. ¦ ¦
¦ ¦ Спорт. Индивидуальный выбор видов спорта или ¦ ¦
¦ ¦систем физических упражнений. ¦ ¦
¦ ¦ Профессионально-прикладная физическая подготовка¦ ¦
¦ ¦студентов. Основы методики самостоятельных ¦ ¦
¦ ¦занятий и самоконтроль за состоянием своего ¦ ¦
¦ ¦организма ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ГСЭ.Ф.03¦Отечественная история ¦ ¦
¦ ¦ Сущность, формы, функции исторического знания. ¦ ¦
¦ ¦Методы и источники изучения истории. Понятие и ¦ ¦
¦ ¦классификация исторического источника. ¦ ¦
¦ ¦Отечественная историография в прошлом и ¦ ¦
¦ ¦настоящем: общее и особенное. Методология и ¦ ¦
¦ ¦теория исторической науки. История России - ¦ ¦
¦ ¦неотъемлемая часть всемирной истории. ¦ ¦
¦ ¦ Античное наследие в эпоху Великого переселения ¦ ¦
¦ ¦народов. Проблема этногенеза восточных славян. ¦ ¦
¦ ¦Основные этапы становления государственности. ¦ ¦
¦ ¦Древняя Русь и кочевники. Византийско- ¦ ¦
¦ ¦древнерусские связи. Особенности социального ¦ ¦
¦ ¦строя Древней Руси. Этнокультурные и социально- ¦ ¦
¦ ¦политические процессы становления русской ¦ ¦
¦ ¦государственности. Принятие христианства. ¦ ¦
¦ ¦Распространение ислама. Эволюция ¦ ¦
¦ ¦восточнославянской государственности в XI - XII ¦ ¦
¦ ¦вв. Социально-политические изменения в русских ¦ ¦
¦ ¦землях в XIII - XV вв. Русь и Орда: проблемы ¦ ¦
¦ ¦взаимовлияния. ¦ ¦
¦ ¦ Россия и средневековые государства Европы и ¦ ¦
¦ ¦Азии. Специфика формирования единого российского ¦ ¦
¦ ¦государства. Возвышение Москвы. Формирование ¦ ¦
¦ ¦сословной системы организации общества. Реформы ¦ ¦
¦ ¦Петра I. Век Екатерины. Предпосылки и особенности¦ ¦
¦ ¦складывания российского абсолютизма. Дискуссии ¦ ¦
¦ ¦о генезисе самодержавия. ¦ ¦
¦ ¦ Особенности и основные этапы экономического ¦ ¦
¦ ¦развития России. Эволюция форм собственности на ¦ ¦
¦ ¦землю. Структура феодального землевладения. ¦ ¦
¦ ¦Крепостное право в России. Мануфактурно- ¦ ¦
¦ ¦промышленное производство. Становление ¦ ¦
¦ ¦индустриального общества в России: общее и ¦ ¦
¦ ¦особенное. Общественная мысль и особенности ¦ ¦
¦ ¦общественного движения России XIX в. Реформы и ¦ ¦
¦ ¦реформаторы в России. Русская культура XIX в. и ¦ ¦
¦ ¦ее вклад в мировую культуру. ¦ ¦
¦ ¦ Роль XX столетия в мировой истории. Глобализация¦ ¦
¦ ¦общественных процессов. Проблема экономического ¦ ¦
¦ ¦роста и модернизации. Революции и реформы. ¦ ¦
¦ ¦Социальная трансформация общества. Столкновение ¦ ¦
¦ ¦тенденций интернационализма и национализма, ¦ ¦
¦ ¦интеграции и сепаратизма, демократии и ¦ ¦
¦ ¦авторитаризма. ¦ ¦
¦ ¦ Россия в начале XX в. Объективная потребность ¦ ¦
¦ ¦индустриальной модернизации России. Российские ¦ ¦
¦ ¦реформы в контексте общемирового развития в ¦ ¦
¦ ¦начале века. Политические партии России: генезис,¦ ¦
¦ ¦классификация, программы, тактика. ¦ ¦
¦ ¦ Россия в условиях мировой войны и ¦ ¦
¦ ¦общенационального кризиса. Революция 1917 г. ¦ ¦
¦ ¦Гражданская война и интервенция, их результаты ¦ ¦
¦ ¦и последствия. Российская эмиграция. Социально- ¦ ¦
¦ ¦экономическое развитие страны в 20-е годы. НЭП. ¦ ¦
¦ ¦Формирование однопартийного политического режима.¦ ¦
¦ ¦Образование СССР. Культурная жизнь страны в 20-е ¦ ¦
¦ ¦годы. Внешняя политика. ¦ ¦
¦ ¦ Курс на строительство социализма в одной стране ¦ ¦
¦ ¦и его последствия. Социально-экономические ¦ ¦
¦ ¦преобразования в 30-е годы. Усиление режима ¦ ¦
¦ ¦личной власти Сталина. Сопротивление сталинизму. ¦ ¦
¦ ¦ СССР накануне и в начальный период Второй ¦ ¦
¦ ¦мировой войны. Великая Отечественная война. ¦ ¦
¦ ¦ Социально-экономическое развитие, общественно- ¦ ¦
¦ ¦политическая жизнь, культура, внешняя политика ¦ ¦
¦ ¦СССР в послевоенные годы. Холодная война. ¦ ¦
¦ ¦ Попытки осуществления политических и ¦ ¦
¦ ¦экономических реформ. ¦ ¦
¦ ¦ НТР и ее влияние на ход общественного развития. ¦ ¦
¦ ¦ СССР в середине 60 - 80-х годов: нарастание ¦ ¦
¦ ¦кризисных явлений. Советский Союз в 1985 - 1991 ¦ ¦
¦ ¦гг. Перестройка. Попытка государственного ¦ ¦
¦ ¦переворота 1991 г. и ее провал. Распад СССР. ¦ ¦
¦ ¦Беловежские соглашения. Октябрьские события ¦ ¦
¦ ¦1993 г. ¦ ¦
¦ ¦ Становление новой российской государственности ¦ ¦
¦ ¦(1993 - 1999 гг.). Россия на пути радикальной ¦ ¦
¦ ¦социально-экономической модернизации. Культура ¦ ¦
¦ ¦в современной России. Внешнеполитическая ¦ ¦
¦ ¦деятельность в условиях новой геополитической ¦ ¦
¦ ¦ситуации ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ГСЭ.Ф.04¦Философия ¦ ¦
¦ ¦ Предмет философии. Место и роль философии в ¦ ¦
¦ ¦культуре. Становление философии. Основные ¦ ¦
¦ ¦направления, школы философии и этапы ее ¦ ¦
¦ ¦исторического развития. Структура философского ¦ ¦
¦ ¦знания. ¦ ¦
¦ ¦ Учение о бытии. Монистические и плюралистические¦ ¦
¦ ¦концепции бытия, самоорганизация бытия. Понятия ¦ ¦
¦ ¦материального и идеального. Пространство, время. ¦ ¦
¦ ¦Движение и развитие, диалектика. Детерминизм и ¦ ¦
¦ ¦индетерминизм. Динамические и статистические ¦ ¦
¦ ¦закономерности. Научные, философские и ¦ ¦
¦ ¦религиозные картины мира. ¦ ¦
¦ ¦ Человек, общество, культура. Человек и природа. ¦ ¦
¦ ¦Общество и его структура. Гражданское общество ¦ ¦
¦ ¦и государство. Человек в системе социальных ¦ ¦
¦ ¦связей. Человек и исторический процесс; личность ¦ ¦
¦ ¦и массы, свобода и необходимость. Формационная и ¦ ¦
¦ ¦цивилизационная концепции общественного развития.¦ ¦
¦ ¦ Смысл человеческого бытия. Насилие и ненасилие. ¦ ¦
¦ ¦Свобода и ответственность. Мораль, ¦ ¦
¦ ¦справедливость, право. Нравственные ценности. ¦ ¦
¦ ¦Представления о совершенном человеке в различных ¦ ¦
¦ ¦культурах. Эстетические ценности и их роль в ¦ ¦
¦ ¦человеческой жизни. Религиозные ценности и ¦ ¦
¦ ¦свобода совести. ¦ ¦
¦ ¦ Сознание и познание. Сознание, самосознание и ¦ ¦
¦ ¦личность. Познание, творчество, практика. Вера ¦ ¦
¦ ¦и знание. Понимание и объяснение. Рациональное ¦ ¦
¦ ¦и иррациональное в познавательной деятельности. ¦ ¦
¦ ¦Проблема истины. Действительность, мышление, ¦ ¦
¦ ¦логика и язык. Научное и вненаучное знание. ¦ ¦
¦ ¦Критерии научности. Структура научного познания, ¦ ¦
¦ ¦его методы и формы. Рост научного знания. Научные¦ ¦
¦ ¦революции и смены типов рациональности. Наука и ¦ ¦
¦ ¦техника. ¦ ¦
¦ ¦ Будущее человечества. Глобальные проблемы ¦ ¦
¦ ¦современности. Взаимодействие цивилизаций и ¦ ¦
¦ ¦сценарии будущего ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ГСЭ.Ф.05¦Культурология ¦ ¦
¦ ¦ Структура и состав современного ¦ ¦
¦ ¦культурологического знания. Культурология и ¦ ¦
¦ ¦философия культуры, социология культуры, ¦ ¦
¦ ¦культурная антропология. Культурология и история ¦ ¦
¦ ¦культуры. Теоретическая и прикладная ¦ ¦
¦ ¦культурология. ¦ ¦
¦ ¦ Методы культурологических исследований. Основные¦ ¦
¦ ¦понятия культурологии: культура, цивилизация, ¦ ¦
¦ ¦морфология культуры, функции культуры, субъект ¦ ¦
¦ ¦культуры, культурогенез, динамика культуры, язык ¦ ¦
¦ ¦и символы культуры, культурные коды, ¦ ¦
¦ ¦межкультурные коммуникации, культурные ценности ¦ ¦
¦ ¦и нормы, культурные традиции, культурная картина ¦ ¦
¦ ¦мира, социальные институты культуры, культурная ¦ ¦
¦ ¦самоидентичность, культурная модернизация. ¦ ¦
¦ ¦ Типология культур. Этническая и национальная, ¦ ¦
¦ ¦элитарная и массовая культуры. Восточные и ¦ ¦
¦ ¦западные типы культур. Специфические и ¦ ¦
¦ ¦"серединные" культуры. Локальные культуры. Место ¦ ¦
¦ ¦и роль России в мировой культуре. Тенденции ¦ ¦
¦ ¦культурной универсализации в мировом современном ¦ ¦
¦ ¦процессе. ¦ ¦
¦ ¦ Культура и природа. Культура и общество. ¦ ¦
¦ ¦Культура и глобальные проблемы современности. ¦ ¦
¦ ¦ Культура и личность. Инкультурация и ¦ ¦
¦ ¦социализация ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ГСЭ.Ф.06¦Политология ¦ ¦
¦ ¦ Объект, предмет и метод политической науки. ¦ ¦
¦ ¦Функции политологии. ¦ ¦
¦ ¦ Политическая жизнь и властные отношения. Роль ¦ ¦
¦ ¦и место политики в жизни современных обществ. ¦ ¦
¦ ¦Социальные функции политики. ¦ ¦
¦ ¦ История политических учений. Российская ¦ ¦
¦ ¦политическая традиция: истоки, социокультурные ¦ ¦
¦ ¦основания, историческая динамика. Современные ¦ ¦
¦ ¦политологические школы. ¦ ¦
¦ ¦ Гражданское общество, его происхождение и ¦ ¦
¦ ¦особенности. Особенности становления гражданского¦ ¦
¦ ¦общества в России. ¦ ¦
¦ ¦ Институциональные аспекты политики. Политическая¦ ¦
¦ ¦власть. Политическая система. Политические ¦ ¦
¦ ¦режимы, политические партии, электоральные ¦ ¦
¦ ¦системы. ¦ ¦
¦ ¦ Политические отношения и процессы. Политические ¦ ¦
¦ ¦конфликты и способы их разрешения. Политические ¦ ¦
¦ ¦технологии. Политический менеджмент. Политическая¦ ¦
¦ ¦модернизация. ¦ ¦
¦ ¦ Политические организации и движения. ¦ ¦
¦ ¦Политические элиты. Политическое лидерство. ¦ ¦
¦ ¦ Социокультурные аспекты политики. ¦ ¦
¦ ¦ Мировая политика и международные отношения. ¦ ¦
¦ ¦Особенности мирового политического процесса. ¦ ¦
¦ ¦Национально-государственные интересы России в ¦ ¦
¦ ¦новой геополитической ситуации. ¦ ¦
¦ ¦ Методология познания политической реальности. ¦ ¦
¦ ¦Парадигмы политического знания. Экспертное ¦ ¦
¦ ¦политическое знание; политическая аналитика и ¦ ¦
¦ ¦прогностика ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ГСЭ.Ф.07¦Правоведение ¦ ¦
¦ ¦ Государство и право. Их роль в жизни общества. ¦ ¦
¦ ¦Норма права и нормативно-правовые акты. ¦ ¦
¦ ¦Основные правовые системы современности. ¦ ¦
¦ ¦Международное право как особая система права. ¦ ¦
¦ ¦Источники российского права. Закон и подзаконные ¦ ¦
¦ ¦акты. Система российского права. Отрасли права. ¦ ¦
¦ ¦ Правонарушение и юридическая ответственность. ¦ ¦
¦ ¦Значение законности и правопорядка в современном ¦ ¦
¦ ¦обществе. Правовое государство. Конституция ¦ ¦
¦ ¦Российской Федерации - основной закон ¦ ¦
¦ ¦государства. ¦ ¦
¦ ¦ Особенности федеративного устройства России. ¦ ¦
¦ ¦Система органов государственной власти в ¦ ¦
¦ ¦Российской Федерации. ¦ ¦
¦ ¦ Понятие гражданского правоотношения. Физические ¦ ¦
¦ ¦и юридические лица. Право собственности. ¦ ¦
¦ ¦Обязательства в гражданском праве и ¦ ¦
¦ ¦ответственность за их нарушение. Наследственное ¦ ¦
¦ ¦право. Брачно-семейные отношения. Взаимные права ¦ ¦
¦ ¦и обязанности супругов, родителей и детей. ¦ ¦
¦ ¦Ответственность по семейному праву. Трудовой ¦ ¦
¦ ¦договор (контракт). Трудовая дисциплина и ¦ ¦
¦ ¦ответственность за ее нарушение. Административные¦ ¦
¦ ¦правонарушения и административная ¦ ¦
¦ ¦ответственность. Понятие преступления. Уголовная ¦ ¦
¦ ¦ответственность за совершение преступлений. ¦ ¦
¦ ¦ Экологическое право. Особенности правового ¦ ¦
¦ ¦регулирования будущей профессиональной ¦ ¦
¦ ¦деятельности. Правовые основы защиты ¦ ¦
¦ ¦государственной тайны. Законодательные и ¦ ¦
¦ ¦нормативно-правовые акты в области защиты ¦ ¦
¦ ¦информации и государственной тайны ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ГСЭ.Ф.08¦Психология и педагогика ¦ ¦
¦ ¦ Психология: предмет, объект и методы психологии.¦ ¦
¦ ¦Место психологии в системе наук. История развития¦ ¦
¦ ¦психологического знания и основные направления в ¦ ¦
¦ ¦психологии. Индивид, личность, субъект, ¦ ¦
¦ ¦индивидуальность. Психика и организм. Психика, ¦ ¦
¦ ¦поведение и деятельность. Основные функции ¦ ¦
¦ ¦психики. Развитие психики в процессе онтогенеза ¦ ¦
¦ ¦и филогенеза. Мозг и психика. ¦ ¦
¦ ¦ Структура психики. Соотношение сознания и ¦ ¦
¦ ¦бессознательного. Основные психические процессы. ¦ ¦
¦ ¦Структура сознания. Познавательные процессы. ¦ ¦
¦ ¦Ощущение. Восприятие. Представление. Воображение.¦ ¦
¦ ¦Мышление и интеллект. Творчество. Внимание. ¦ ¦
¦ ¦Мнемические процессы. Эмоции и чувства. ¦ ¦
¦ ¦ Психическая регуляция поведения и деятельности. ¦ ¦
¦ ¦Общение и речь. Психология личности. ¦ ¦
¦ ¦Межличностные отношения. Психология малых групп. ¦ ¦
¦ ¦Межгрупповые отношения и взаимодействия. ¦ ¦
¦ ¦ Педагогика: объект, предмет, задачи, функции, ¦ ¦
¦ ¦методы педагогики. Основные категории педагогики:¦ ¦
¦ ¦образование, воспитание, обучение, педагогическая¦ ¦
¦ ¦деятельность, педагогическое взаимодействие, ¦ ¦
¦ ¦педагогическая технология, педагогическая задача.¦ ¦
¦ ¦ Образование как общечеловеческая ценность. ¦ ¦
¦ ¦Образование как социокультурный феномен и ¦ ¦
¦ ¦педагогический процесс. Образовательная система ¦ ¦
¦ ¦России. Цели, содержание, структура непрерывного ¦ ¦
¦ ¦образования, единство образования ¦ ¦
¦ ¦и самообразования. ¦ ¦
¦ ¦ Педагогический процесс. Образовательная, ¦ ¦
¦ ¦воспитательная и развивающая функции обучения. ¦ ¦
¦ ¦Воспитание в педагогическом процессе. Общие формы¦ ¦
¦ ¦организации учебной деятельности. Урок, лекция, ¦ ¦
¦ ¦семинарские, практические и лабораторные занятия,¦ ¦
¦ ¦диспут, конференция, зачет, экзамен, ¦ ¦
¦ ¦факультативные занятия, консультация. Методы, ¦ ¦
¦ ¦приемы, средства организации и управления ¦ ¦
¦ ¦педагогическим процессом. Семья как субъект ¦ ¦
¦ ¦педагогического взаимодействия и социокультурная ¦ ¦
¦ ¦среда воспитания и развития личности. Управление ¦ ¦
¦ ¦образовательными системами ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ГСЭ.Ф.09¦Русский язык и культура речи ¦ ¦
¦ ¦ Стили современного русского литературного языка.¦ ¦
¦ ¦Языковая норма, ее роль в становлении и ¦ ¦
¦ ¦функционировании литературного языка. ¦ ¦
¦ ¦ Речевое взаимодействие. Основные единицы ¦ ¦
¦ ¦общения. Устная и письменная разновидности ¦ ¦
¦ ¦литературного языка. Нормативные, ¦ ¦
¦ ¦коммуникативные, этические аспекты устной и ¦ ¦
¦ ¦письменной речи. ¦ ¦
¦ ¦ Функциональные стили современного русского ¦ ¦
¦ ¦языка. Взаимодействие функциональных стилей. ¦ ¦
¦ ¦Научный стиль. Специфика использования элементов ¦ ¦
¦ ¦различных языковых уровней в научной речи. ¦ ¦
¦ ¦Речевые нормы учебной и научной сфер ¦ ¦
¦ ¦деятельности. Официально-деловой стиль, сфера ¦ ¦
¦ ¦его функционирования, жанровое разнообразие. ¦ ¦
¦ ¦Языковые формулы официальных документов. Приемы ¦ ¦
¦ ¦унификации языка служебных документов. ¦ ¦
¦ ¦Интернациональные свойства русской официально- ¦ ¦
¦ ¦деловой письменной речи. Язык и стиль ¦ ¦
¦ ¦распорядительных документов. Язык и стиль ¦ ¦
¦ ¦коммерческой корреспонденции. Язык и стиль ¦ ¦
¦ ¦инструктивно-методических документов. Реклама в ¦ ¦
¦ ¦деловой речи. Правила оформления документов. ¦ ¦
¦ ¦Речевой этикет в документе. ¦ ¦
¦ ¦ Жанровая дифференциация и отбор языковых средств¦ ¦
¦ ¦в публицистическом стиле. Особенности устной ¦ ¦
¦ ¦публичной речи. Оратор и его аудитория. Основные ¦ ¦
¦ ¦виды аргументов. Подготовка речи: выбор темы, ¦ ¦
¦ ¦цель речи, поиск материала, начало, развертывание¦ ¦
¦ ¦и завершение речи. Основные приемы поиска ¦ ¦
¦ ¦материала и виды вспомогательных материалов. ¦ ¦
¦ ¦Словесное оформление публичного выступления. ¦ ¦
¦ ¦Понятливость, информативность и выразительность ¦ ¦
¦ ¦публичной речи. ¦ ¦
¦ ¦ Разговорная речь в системе функциональных ¦ ¦
¦ ¦разновидностей русского литературного языка. ¦ ¦
¦ ¦Условия функционирования разговорной речи, роль ¦ ¦
¦ ¦внеязыковых факторов. Культура речи. Основные ¦ ¦
¦ ¦направления совершенствования навыков грамотного ¦ ¦
¦ ¦письма и говорения ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ГСЭ.Ф.10¦Социология ¦ ¦
¦ ¦ Предыстория и социально-философские предпосылки ¦ ¦
¦ ¦социологии как науки. Социологический проект ¦ ¦
¦ ¦Конта. Классические социологические теории. ¦ ¦
¦ ¦Современные социологические теории. Русская ¦ ¦
¦ ¦социологическая мысль. ¦ ¦
¦ ¦ Общество и социальные институты. Мировая система¦ ¦
¦ ¦и процессы глобализации. Социальные группы ¦ ¦
¦ ¦и общности. Виды общностей. Общность и личность. ¦ ¦
¦ ¦Малые группы и коллективы. Социальная ¦ ¦
¦ ¦организация. Социальные движения. Социальное ¦ ¦
¦ ¦неравенство, стратификация и социальная ¦ ¦
¦ ¦мобильность. Понятие социального статуса. ¦ ¦
¦ ¦ Социальное взаимодействие и социальные ¦ ¦
¦ ¦отношения. Общественное мнение как институт ¦ ¦
¦ ¦гражданского общества. Культура как фактор ¦ ¦
¦ ¦социальных изменений. Взаимодействие экономики, ¦ ¦
¦ ¦социальных отношений и культуры. ¦ ¦
¦ ¦ Личность как социальный тип. Социальный контроль¦ ¦
¦ ¦и девиация. Личность как деятельный субъект. ¦ ¦
¦ ¦ Социальные изменения. Социальные революции и ¦ ¦
¦ ¦реформы. Концепция социального прогресса. ¦ ¦
¦ ¦Формирование мировой системы. Место России в ¦ ¦
¦ ¦мировом сообществе. ¦ ¦
¦ ¦ Методы социологического исследования ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ГСЭ.Ф.11¦Экономика ¦ ¦
¦ ¦ Введение в экономическую теорию. Блага. ¦ ¦
¦ ¦Потребности, ресурсы. Экономический выбор. ¦ ¦
¦ ¦Экономические отношения. Экономические системы. ¦ ¦
¦ ¦Основные этапы развития экономической теории. ¦ ¦
¦ ¦Методы экономической теории. ¦ ¦
¦ ¦ Микроэкономика. Рынок. Спрос и предложение. ¦ ¦
¦ ¦Потребительские предпочтения и предельная ¦ ¦
¦ ¦полезность. Факторы спроса. Индивидуальный и ¦ ¦
¦ ¦рыночный спрос. Эффект дохода и эффект замещения.¦ ¦
¦ ¦Эластичность. Предложение и его факторы. Закон ¦ ¦
¦ ¦убывающей предельной производительности. Эффект ¦ ¦
¦ ¦масштаба. Виды издержек. Фирма. Выручка ¦ ¦
¦ ¦и прибыль. Принцип максимизации прибыли. ¦ ¦
¦ ¦Предложение совершенно конкурентной фирмы и ¦ ¦
¦ ¦отрасли. Эффективность конкурентных рынков. ¦ ¦
¦ ¦Рыночная власть. Монополия. Монополистическая ¦ ¦
¦ ¦конкуренция. Олигополия. Антимонопольное ¦ ¦
¦ ¦регулирование. Спрос на факторы производства. ¦ ¦
¦ ¦Рынок труда. Спрос и предложение труда. ¦ ¦
¦ ¦Заработная плата и занятость. Рынок капитала. ¦ ¦
¦ ¦Процентная ставка и инвестиции. Рынок земли. ¦ ¦
¦ ¦Рента. Общее равновесие и благосостояние. ¦ ¦
¦ ¦Распределение доходов. Неравенство. Внешние ¦ ¦
¦ ¦эффекты и общественные блага. Роль государства. ¦ ¦
¦ ¦ Макроэкономика. Национальная экономика как ¦ ¦
¦ ¦целое. Кругооборот доходов и продуктов. ВВП и ¦ ¦
¦ ¦способы его измерения. Национальный доход. ¦ ¦
¦ ¦Располагаемый личный доход. Индексы цен. ¦ ¦
¦ ¦Безработица и ее формы. Инфляция и ее виды. ¦ ¦
¦ ¦Экономические циклы. Макроэкономическое ¦ ¦
¦ ¦равновесие. Совокупный спрос и совокупное ¦ ¦
¦ ¦предложение. Стабилизационная политика. ¦ ¦
¦ ¦Равновесие на товарном рынке. Потребление и ¦ ¦
¦ ¦сбережения. Инвестиции. Государственные расходы ¦ ¦
¦ ¦и налоги. Эффект мультипликатора. Бюджетно- ¦ ¦
¦ ¦налоговая политика. Деньги и их функции. ¦ ¦
¦ ¦Равновесие на денежном рынке. Денежный ¦ ¦
¦ ¦мультипликатор. Банковская система. Денежно- ¦ ¦
¦ ¦кредитная политика. Экономический рост и ¦ ¦
¦ ¦развитие. Международные экономические отношения. ¦ ¦
¦ ¦Внешняя торговля и торговая политика. Платежный ¦ ¦
¦ ¦баланс. Валютный курс. ¦ ¦
¦ ¦ Особенности переходной экономики России. ¦ ¦
¦ ¦Приватизация. Формы собственности. ¦ ¦
¦ ¦Предпринимательство. Теневая экономика. Рынок ¦ ¦
¦ ¦труда. Распределение и доходы. Преобразования в ¦ ¦
¦ ¦социальной сфере. ¦ ¦
¦ ¦ Структурные сдвиги в экономике. Формирование ¦ ¦
¦ ¦открытой экономики ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ГЭС.Р.00¦Национально-региональный (вузовский) компонент ¦270 ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ГСЭ.В.00¦Дисциплины и курсы по выбору студента, ¦270 ¦
¦ ¦устанавливаемые вузом (факультетом) ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ОПД.00 ¦Общепрофессиональные дисциплины ¦3212 ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ОПД.Ф.00¦Федеральный компонент ¦2668 ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ОПД.Ф.01¦Социально-культурная деятельность ¦272 ¦
¦ ¦ Предмет, цели и задачи, понятийный аппарат и ¦ ¦
¦ ¦источники курса. Социально-культурная ¦ ¦
¦ ¦деятельность как специализированная область ¦ ¦
¦ ¦общественной практики. Философско-гуманистические¦ ¦
¦ ¦основания социально-культурной деятельности. ¦ ¦
¦ ¦Социально-культурная деятельность как интегратор ¦ ¦
¦ ¦общественного взаимодействия и фактор творческого¦ ¦
¦ ¦развития личности. ¦ ¦
¦ ¦ История социально-культурной деятельности. ¦ ¦
¦ ¦Роль и место социально-культурной деятельности ¦ ¦
¦ ¦в историко-культурном процессе. Основные ¦ ¦
¦ ¦исторические этапы развития социокультурной ¦ ¦
¦ ¦деятельности: протообразцы социально-культурной ¦ ¦
¦ ¦деятельности на ранних этапах развития общества; ¦ ¦
¦ ¦социально-культурный уклад русской цивилизации в ¦ ¦
¦ ¦X - XIV вв.; социально-культурная деятельность в ¦ ¦
¦ ¦России XV - XVIII вв.: общественно- ¦ ¦
¦ ¦просветительское движение, внешкольное ¦ ¦
¦ ¦образование и досуг в России XIX - начала XX в.; ¦ ¦
¦ ¦политико-просветительная работа в Советской ¦ ¦
¦ ¦России 1917 - 1941; культурно-просветительная ¦ ¦
¦ ¦работа в годы Великой Отечественной войны ¦ ¦
¦ ¦(1941 - 1945) и послевоенный период; социально- ¦ ¦
¦ ¦культурные процессы в 1956 - 1990 гг.; социально-¦ ¦
¦ ¦культурная деятельность в современной России. ¦ ¦
¦ ¦ Теоретические основы социально-культурной ¦ ¦
¦ ¦деятельности. Теория социально-культурной ¦ ¦
¦ ¦деятельности как фундаментальное научно- ¦ ¦
¦ ¦образовательное направление, синтезирующее ¦ ¦
¦ ¦научные достижения культурологии, социологии, ¦ ¦
¦ ¦психологии, педагогики и других отраслей ¦ ¦
¦ ¦гуманитарного знания. Становление и развитие ¦ ¦
¦ ¦социально-культурной деятельности как ¦ ¦
¦ ¦направления научных исследований. Основные ¦ ¦
¦ ¦научные парадигмы социально-культурной ¦ ¦
¦ ¦деятельности. Основные научные школы в теории ¦ ¦
¦ ¦социально-культурной деятельности. ¦ ¦
¦ ¦ Сущность, принципы, функции и методы социально- ¦ ¦
¦ ¦культурной деятельности. ¦ ¦
¦ ¦ Сферы реализации педагогического потенциала ¦ ¦
¦ ¦социально-культурной деятельности: досуг и ¦ ¦
¦ ¦культурно-досуговая деятельность; народная ¦ ¦
¦ ¦художественная культура и творчество; рекреация ¦ ¦
¦ ¦и др. ¦ ¦
¦ ¦ Субъекты социально-культурной деятельности: ¦ ¦
¦ ¦личность; семья; социальные организации и ¦ ¦
¦ ¦объединения; социально-культурные институты; ¦ ¦
¦ ¦отраслевые учреждения и организации. ¦ ¦
¦ ¦ Ресурсная база социально-культурной ¦ ¦
¦ ¦деятельности: нормативный ресурс; кадровый ¦ ¦
¦ ¦ресурс; финансовый ресурс; материально- ¦ ¦
¦ ¦техническая база; социально-демографический и ¦ ¦
¦ ¦морально-психологический ресурс. ¦ ¦
¦ ¦ Профессиональные и непрофессиональные формы ¦ ¦
¦ ¦социально-культурной деятельности. Уровни ¦ ¦
¦ ¦социально-культурной деятельности: ¦ ¦
¦ ¦индивидуально-личностный, социально-групповой и ¦ ¦
¦ ¦общественный. Взаимообусловленность личностных ¦ ¦
¦ ¦изменений и изменений жизненной среды. ¦ ¦
¦ ¦ Факторы дифференциации содержания и форм ¦ ¦
¦ ¦социально-культурной деятельности, вариативность ¦ ¦
¦ ¦моделей социально-культурной деятельности. ¦ ¦
¦ ¦ Институциональные формы социально-культурной ¦ ¦
¦ ¦деятельности: типология, социальные функции, ¦ ¦
¦ ¦цели, задачи и технологии деятельности учреждений¦ ¦
¦ ¦и институтов, выполняющих функции просвещения, ¦ ¦
¦ ¦эстетического и художественного воспитания, ¦ ¦
¦ ¦организации досуга, охраны и использования ¦ ¦
¦ ¦памятников истории и культуры; возможности ¦ ¦
¦ ¦и механизмы трансформации и внедрения исторически¦ ¦
¦ ¦апробированных культурных практик в деятельность ¦ ¦
¦ ¦социокультурных институтов (культурно- ¦ ¦
¦ ¦просветительных, религиозных, образовательных, ¦ ¦
¦ ¦реабилитационных, художественно-творческих, ¦ ¦
¦ ¦физкультурно-оздоровительных учреждений ¦ ¦
¦ ¦и организаций). ¦ ¦
¦ ¦ Неинституциональные формы социально-культурной ¦ ¦
¦ ¦деятельности: типология неинституциональных ¦ ¦
¦ ¦субъектов социально-культурной деятельности; ¦ ¦
¦ ¦условия и технологии оптимизации деятельности ¦ ¦
¦ ¦самодеятельных групп, общественных объединений, ¦ ¦
¦ ¦клубов, ассоциаций, движений и других субъектов ¦ ¦
¦ ¦социокультурной жизни. ¦ ¦
¦ ¦ Современные тенденции развития социально- ¦ ¦
¦ ¦культурной деятельности. Сущность социально- ¦ ¦
¦ ¦культурной политики, ее цели, направленность и ¦ ¦
¦ ¦взаимосвязь с современной практикой. Этнография ¦ ¦
¦ ¦социально-культурной деятельности; международный ¦ ¦
¦ ¦обмен и сотрудничество в социально-культурной ¦ ¦
¦ ¦сфере. Информационно-методическое обеспечение ¦ ¦
¦ ¦социально-культурной деятельности. ¦ ¦
¦ ¦ Современный социальный и культурный статус, ¦ ¦
¦ ¦профессиональная этика специалиста социально- ¦ ¦
¦ ¦культурной деятельности ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ОПД.Ф.02¦Основы культурной политики ¦ ¦
¦ ¦ Культурная политика как основа стратегии ¦ ¦
¦ ¦социокультурного управления. Основные этапы ¦ ¦
¦ ¦становления и развития культурной политики в ¦ ¦
¦ ¦России. Особенности исторического пути России и ¦ ¦
¦ ¦формирование государственной стратегии ¦ ¦
¦ ¦социокультурного управления. Функции субъектов ¦ ¦
¦ ¦Российской Федерации в стратегии ¦ ¦
¦ ¦социокультурного управления. Функции органов ¦ ¦
¦ ¦местного самоуправления в стратегии ¦ ¦
¦ ¦социокультурного управления. Стратегия ¦ ¦
¦ ¦социокультурного управления региона как предмет ¦ ¦
¦ ¦политики и практики. ¦ ¦
¦ ¦ Законодательная база культурной политики. ¦ ¦
¦ ¦Разделение функций между центром и регионами в ¦ ¦
¦ ¦программировании, планировании социокультурных ¦ ¦
¦ ¦процессов. Региональные стратегии ¦ ¦
¦ ¦социокультурного управления. Децентрализация ¦ ¦
¦ ¦государственного управления в России и специфика ¦ ¦
¦ ¦региональных и местных органов власти как ¦ ¦
¦ ¦самостоятельных субъектов культурной политики, ¦ ¦
¦ ¦их структура и функции. Роль общественных ¦ ¦
¦ ¦советов, фондов, политических партий, ¦ ¦
¦ ¦негосударственных организаций, их взаимодействие ¦ ¦
¦ ¦с органами государственной, региональной и ¦ ¦
¦ ¦местной власти. ¦ ¦
¦ ¦ Методика разработки целевых и комплексных ¦ ¦
¦ ¦программ сохранения и развития социокультурной ¦ ¦
¦ ¦сферы и роль стратегии социокультурного ¦ ¦
¦ ¦управления. Культурологическое образование в ¦ ¦
¦ ¦России, как фактор формирования и осуществления ¦ ¦
¦ ¦стратегии социокультурного управления в стране. ¦ ¦
¦ ¦Система подготовки специалистов для ¦ ¦
¦ ¦профессиональных и любительских художественных ¦ ¦
¦ ¦коллективов, массовых учреждений культуры. ¦ ¦
¦ ¦Совершенствование непрерывного профессионального ¦ ¦
¦ ¦образования в социально-культурной сфере и ¦ ¦
¦ ¦участие вузов в этом процессе ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ОПД.Ф.03¦Экономика социокультурной сферы ¦ ¦
¦ ¦ Предмет, принципы и задачи курса экономики ¦ ¦
¦ ¦социально-культурной сферы; экономическая ¦ ¦
¦ ¦политика и система социальной защиты; ¦ ¦
¦ ¦экономическое пространство социально-культурной ¦ ¦
¦ ¦сферы; бюджетное финансирование; льготы; ¦ ¦
¦ ¦налогообложение; благотворительное ¦ ¦
¦ ¦финансирование; хозрасчетная деятельность; ¦ ¦
¦ ¦оплата труда специалистов. ¦ ¦
¦ ¦ Коммерческая деятельность учреждений культуры. ¦ ¦
¦ ¦Понятие "коммерческая деятельность" учреждений ¦ ¦
¦ ¦культуры. Основные направления деятельности ¦ ¦
¦ ¦учреждений культуры в условиях рынка. ¦ ¦
¦ ¦Планирование коммерческой деятельности ¦ ¦
¦ ¦учреждений культуры. Механизм реализации планов ¦ ¦
¦ ¦коммерческой деятельности учреждений культуры. ¦ ¦
¦ ¦Взаимодействие коммерческой и творческой ¦ ¦
¦ ¦деятельности в учреждениях культуры ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ОПД.Ф.04¦Основы менеджмента ¦ ¦
¦ ¦ Теоретико-методологические основы современного ¦ ¦
¦ ¦менеджмента. Менеджмент как система управления ¦ ¦
¦ ¦и специальный вид деятельности. Общее и особенное¦ ¦
¦ ¦в социокультурном менеджменте. Основные ¦ ¦
¦ ¦составляющие социокультурного управления: цели и ¦ ¦
¦ ¦задачи, структура, функции, принципы, методы, ¦ ¦
¦ ¦нормативная база, информационное и ресурсное ¦ ¦
¦ ¦обеспечения, механизмы внедрения, ¦ ¦
¦ ¦общефедеральные, региональные, муниципальные, ¦ ¦
¦ ¦учрежденческие модели. ¦ ¦
¦ ¦ Технология подготовки и разработки ¦ ¦
¦ ¦управленческих решений. Функции решения в ¦ ¦
¦ ¦организации деятельности. Типология ¦ ¦
¦ ¦управленческих решений. Основные условия их ¦ ¦
¦ ¦эффективности. Анализ альтернатив и выбор ¦ ¦
¦ ¦управленческих решений. Сущность и особенности ¦ ¦
¦ ¦инновационного менеджмента. ¦ ¦
¦ ¦ Система основных управленческих процедур. Подбор¦ ¦
¦ ¦и расстановка кадров. Разработка организационных ¦ ¦
¦ ¦нормативов. Распределение обязанностей и ¦ ¦
¦ ¦заданий до исполнителей. Принцип делегирования ¦ ¦
¦ ¦полномочий. Основные способы и правила ¦ ¦
¦ ¦стимулирования активности исполнителей. Система ¦ ¦
¦ ¦контроля исполнения. Особенности менеджмента ¦ ¦
¦ ¦в работе с волонтерами. Роль и место в системе ¦ ¦
¦ ¦управленческой деятельности процессов ¦ ¦
¦ ¦социокультурного прогнозирования, планирования ¦ ¦
¦ ¦и проектирования. Анализ и обобщения ¦ ¦
¦ ¦накопленного опыта с целью корректировки ¦ ¦
¦ ¦социокультурной деятельности и выхода на новый ¦ ¦
¦ ¦уровень управления ее развитием. ¦ ¦
¦ ¦ Технология организаторской деятельности в ¦ ¦
¦ ¦социокультурной сфере. Общее понятие об ¦ ¦
¦ ¦организаторской деятельности специалиста ¦ ¦
¦ ¦социокультурного профиля. Организационные ¦ ¦
¦ ¦отношения как специфический объект социального ¦ ¦
¦ ¦регулирования. Организаторская деятельность и ¦ ¦
¦ ¦организаторские способности. Основные качества ¦ ¦
¦ ¦и свойства личности организатора. Формирование ¦ ¦
¦ ¦организаторских способностей специалистов ¦ ¦
¦ ¦социально-культурной деятельности. Специфика ¦ ¦
¦ ¦организаторской работы с персоналом, активом, ¦ ¦
¦ ¦посетителями досуговых центров ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ОПД.Ф.05¦Основы маркетинга ¦ ¦
¦ ¦ Общая характеристика теории и практики ¦ ¦
¦ ¦современного маркетинга. Сущность маркетинга и ¦ ¦
¦ ¦маркетинговая среда. Система и подсистемы ¦ ¦
¦ ¦маркетинга. Общее и особенное в маркетинге ¦ ¦
¦ ¦социокультурной сферы. Роль маркетинга в ¦ ¦
¦ ¦укреплении материально-технической базы ¦ ¦
¦ ¦культурно-досуговых центров. Формирование ¦ ¦
¦ ¦маркетинговой стратегии и тактики. Разработка ¦ ¦
¦ ¦ценовой политики. Комплексное исследование ¦ ¦
¦ ¦спроса в сфере социокультурного обслуживания. ¦ ¦
¦ ¦Формирование спроса и стимулирование сбыта. ¦ ¦
¦ ¦Маркетинговые службы современных социокультурных ¦ ¦
¦ ¦центров и организация их работы. Основы правового¦ ¦
¦ ¦обеспечения социокультурного маркетинга ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ОПД.Ф.06¦Литература ¦ ¦
¦ ¦ Предмет, задачи и структура курса. Слово и ¦ ¦
¦ ¦образ. Жанры и стили литературного творчества. ¦ ¦
¦ ¦Методы анализа литературного текста. История ¦ ¦
¦ ¦литературного творчества; происхождение ¦ ¦
¦ ¦дописьменных и письменных форм словесности, ¦ ¦
¦ ¦художественной литературы. Памятники литературы ¦ ¦
¦ ¦традиционного Востока; классические литературные ¦ ¦
¦ ¦жанры античности; литература европейского ¦ ¦
¦ ¦Средневековья и эпохи Возрождения; основные ¦ ¦
¦ ¦литературные направления Нового времени. История ¦ ¦
¦ ¦русской словесности и литературы. Понятия о мифах¦ ¦
¦ ¦древних славян и русском устно-поэтическом ¦ ¦
¦ ¦народном творчестве; памятники литературы Древней¦ ¦
¦ ¦Руси, русское летописание, апокрифы в русской ¦ ¦
¦ ¦письменности, русская духовная поэзия и проза. ¦ ¦
¦ ¦Русская классическая литература: эстетические, ¦ ¦
¦ ¦нравственные, философские, социальные ценности ¦ ¦
¦ ¦и идеалы. Творчество выдающихся деятелей ¦ ¦
¦ ¦отечественной и зарубежной литературы, ¦ ¦
¦ ¦знаменующие важнейшие фазы истории национальной ¦ ¦
¦ ¦и зарубежной культуры. Особенности и проблемы ¦ ¦
¦ ¦современного литературного процесса в России. ¦ ¦
¦ ¦Реализм, модернизм и постмодернизм в литературе ¦ ¦
¦ ¦XX в.; взаимодействие литератур различных ¦ ¦
¦ ¦культурных регионов ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ОПД.Ф.07¦История искусств ¦ ¦
¦ ¦ Художественная культура в духовной жизни ¦ ¦
¦ ¦общества. Искусство как феномен культуры. Генезис¦ ¦
¦ ¦искусства: ранние синкретические формы искусства;¦ ¦
¦ ¦памятники архитектуры и искусства. Искусство ¦ ¦
¦ ¦древних цивилизаций (Месопотамия, Египет, ¦ ¦
¦ ¦Передняя Азия, Древний Восток). Памятники ¦ ¦
¦ ¦античного искусства. Наследие Византии и культуры¦ ¦
¦ ¦Древней Руси. Искусство Средневековья, ¦ ¦
¦ ¦Возрождения, Нового времени. Становление и ¦ ¦
¦ ¦развитие русского искусства. Основные направления¦ ¦
¦ ¦развития европейского искусства. Американское ¦ ¦
¦ ¦искусство. Художественная культура XX века; ¦ ¦
¦ ¦основные направления, школы, стили, методы ¦ ¦
¦ ¦анализа языка произведений искусства. ¦ ¦
¦ ¦Преемственность традиций и новаторства; ¦ ¦
¦ ¦сохранение культурного наследия; музеи мира, ¦ ¦
¦ ¦коллекционирование, выставки; культурные контакты¦ ¦
¦ ¦между народами. Тенденции и перспективы развития ¦ ¦
¦ ¦современной отечественной и мировой ¦ ¦
¦ ¦художественной культуры. ¦ ¦
¦ ¦ Становление, развитие и современное состояние ¦ ¦
¦ ¦изобразительного искусства. Основные жанры ¦ ¦
¦ ¦изобразительного искусства и тенденции их ¦ ¦
¦ ¦развития. ¦ ¦
¦ ¦ Становление, развитие и современное состояние ¦ ¦
¦ ¦театрального искусства. Непреходящие традиции ¦ ¦
¦ ¦Российского театра. Основные жанры театрального ¦ ¦
¦ ¦искусства и тенденции их развития. ¦ ¦
¦ ¦ Становление, развитие и современное состояние ¦ ¦
¦ ¦музыкального искусства. Основные жанры ¦ ¦
¦ ¦музыкального искусства и тенденции их развития. ¦ ¦
¦ ¦ Становление, развитие и современное состояние ¦ ¦
¦ ¦хореографического искусства. Основные жанры ¦ ¦
¦ ¦хореографического искусства и тенденции их ¦ ¦
¦ ¦развития. ¦ ¦
¦ ¦ Становление, развитие и современное состояние ¦ ¦
¦ ¦киноискусства. Основные жанры киноискусства и ¦ ¦
¦ ¦тенденции их развития. Видеотехника в ¦ ¦
¦ ¦современной художественной культуре. Телевидение ¦ ¦
¦ ¦и его роль в распространении и дальнейшем ¦ ¦
¦ ¦развитии отечественного и мирового киноискусства ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ОПД.Ф.08¦Религиоведение ¦ ¦
¦ ¦ Религия как феномен культуры; ранние формы ¦ ¦
¦ ¦религиозной культуры; история индуизма и ¦ ¦
¦ ¦буддизма, конфуцианства и даосизма; история ¦ ¦
¦ ¦иудаизма; возникновение христианства и его роль ¦ ¦
¦ ¦в истории мировой культуры, основные христианские¦ ¦
¦ ¦конфессии; история ислама и специфика исламской ¦ ¦
¦ ¦культуры; история православной культуры Византии ¦ ¦
¦ ¦и России; современные религиозные движения; ¦ ¦
¦ ¦фундаментализм и модернизм; социокультурные ¦ ¦
¦ ¦аспекты межконфессионального диалога ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ОПД.Ф.09¦Народная художественная культура ¦ ¦
¦ ¦ Общее понятие о народной художественной ¦ ¦
¦ ¦культуре. Историческая динамика ее развития. ¦ ¦
¦ ¦Мифологические корни народной художественной ¦ ¦
¦ ¦культуры. Возникновение и развитие фольклора. ¦ ¦
¦ ¦Специфические признаки фольклора. Основные ¦ ¦
¦ ¦фольклорные жанры. Словесные, словесно- ¦ ¦
¦ ¦музыкальные, музыкально-хореографические, ¦ ¦
¦ ¦драматические произведения фольклора. Фольклор ¦ ¦
¦ ¦и фольклористика. Народное художественное ¦ ¦
¦ ¦творчество и профессиональное искусство. ¦ ¦
¦ ¦Любительское направление в системе народной ¦ ¦
¦ ¦художественной культуры. Основные виды искусства ¦ ¦
¦ ¦в современной народной художественной культуре. ¦ ¦
¦ ¦Организация и научно-методическое руководство ¦ ¦
¦ ¦народным творчеством. Технологические основы ¦ ¦
¦ ¦работы с самодеятельным художественным ¦ ¦
¦ ¦коллективом. Празднично-обрядовая культура как ¦ ¦
¦ ¦составная часть народного творчества. Народная ¦ ¦
¦ ¦художественная культура в современном ¦ ¦
¦ ¦образовательном пространстве ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ОПД.Ф.10¦Социально-культурная работа за рубежом ¦ ¦
¦ ¦ Социально-культурная деятельность как феномен ¦ ¦
¦ ¦современного мира. Основные школы и направления ¦ ¦
¦ ¦социокультурной деятельности за рубежом. ¦ ¦
¦ ¦Глобализационные процессы и современные тенденции¦ ¦
¦ ¦развития социально-культурной деятельности ¦ ¦
¦ ¦за рубежом. ¦ ¦
¦ ¦ Социально-культурная деятельность и ее связь с ¦ ¦
¦ ¦социальной защитой населения. Социальная помощь ¦ ¦
¦ ¦и ее особенности в различных странах. ¦ ¦
¦ ¦Организационные формы социально-культурной ¦ ¦
¦ ¦работы. Субъекты социально-культурной ¦ ¦
¦ ¦деятельности за рубежом: государство, ¦ ¦
¦ ¦общественные организации, религиозные организации¦ ¦
¦ ¦др. Кадровое обеспечение социокультурной работы. ¦ ¦
¦ ¦ Концепция досуга Западной цивилизации. ¦ ¦
¦ ¦Организация досуга за рубежом. Специфика ¦ ¦
¦ ¦деятельности парков по организации досуга. ¦ ¦
¦ ¦Социально-культурная деятельность по борьбе с ¦ ¦
¦ ¦наркоманией. Библиотеки как центры досуговой ¦ ¦
¦ ¦деятельности детей и взрослых. Социально- ¦ ¦
¦ ¦культурная деятельность религиозных организаций ¦ ¦
¦ ¦(церкви, миссии, христианские школы, ассоциации).¦ ¦
¦ ¦Деятельность музеев по развитию интеллектуально- ¦ ¦
¦ ¦познавательной сферы детей и подростков. ¦ ¦
¦ ¦Филантропическая деятельность в области ¦ ¦
¦ ¦социальных программ, культуры и искусства ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ОПД.Ф.11¦Основы коммуникативной культуры ¦ ¦
¦ ¦ Сущность и особенности общения как социально- ¦ ¦
¦ ¦психологического феномена; потребность в ¦ ¦
¦ ¦общении; мотивы, обуславливающие вступление в ¦ ¦
¦ ¦социальное взаимодействие; основные функции ¦ ¦
¦ ¦общения; предмет общения и средства общения; ¦ ¦
¦ ¦основные виды и типы межличностного общения; ¦ ¦
¦ ¦основные структурные компоненты процесса общения;¦ ¦
¦ ¦восприятие человека человеком; взаимодействие ¦ ¦
¦ ¦как компонент общения; общение и межличностные ¦ ¦
¦ ¦отношения; общее понятие и процесс формирования ¦ ¦
¦ ¦коммуникативной культуры личности; общение ¦ ¦
¦ ¦и нравственные установки человека; характеристики¦ ¦
¦ ¦личностных качеств, необходимых для полноценного ¦ ¦
¦ ¦участия в общении; роль и место этикета в составе¦ ¦
¦ ¦коммуникативной культуры; коммуникативные ¦ ¦
¦ ¦стереотипы и коммуникативное творчество; сущность¦ ¦
¦ ¦и особенности коммуникативной культуры ¦ ¦
¦ ¦организатора социально-культурной деятельности; ¦ ¦
¦ ¦профессиональная этика организатора; основные ¦ ¦
¦ ¦принципы и правила его взаимоотношений с ¦ ¦
¦ ¦субъектами социокультурной деятельности. ¦ ¦
¦ ¦ Речевое общение. Предмет и основные категории ¦ ¦
¦ ¦риторики. Национально-этнические и исторические ¦ ¦
¦ ¦особенности повседневной и публичной речи. ¦ ¦
¦ ¦Современная риторика: этнориторика, риторика и ¦ ¦
¦ ¦профессиональная речь. Риторика и речевое ¦ ¦
¦ ¦поведение человека. Риторика и лингвистика. ¦ ¦
¦ ¦Речевое событие - дискурс. Речевая ситуация. ¦ ¦
¦ ¦Речевое действие. Речевой поступок. Требования ¦ ¦
¦ ¦к поведению говорящего. Законы современной ¦ ¦
¦ ¦общей риторики. Стратегии речевого поведения. ¦ ¦
¦ ¦Риторика специалиста социально-культурной ¦ ¦
¦ ¦деятельности. ¦ ¦
¦ ¦ Деловая риторика. Особенности официально- ¦ ¦
¦ ¦делового общения. Убеждение и манипулирование. ¦ ¦
¦ ¦Языковое выражение доводов. Средства ¦ ¦
¦ ¦изобразительности и выразительности. Создание ¦ ¦
¦ ¦текста в сфере делового общения. Деловая ¦ ¦
¦ ¦переписка. Приемы речевого воздействия. Деловые ¦ ¦
¦ ¦переговоры. Стратегия слушающего. Стратегия ¦ ¦
¦ ¦говорящего. Групповые формы деловых переговоров. ¦ ¦
¦ ¦Методы коллективного принятия решений. ¦ ¦
¦ ¦Коллективные двухсторонние деловые переговоры. ¦ ¦
¦ ¦Дискуссия. ¦ ¦
¦ ¦ Мода. Внешний вид. Искусство соответствовать ¦ ¦
¦ ¦социально-психологической ситуации. ¦ ¦
¦ ¦Эстетические основы и техника движения. Процесс ¦ ¦
¦ ¦общения, методы общения. Техника общения ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ОПД.Ф.12¦Информатика ¦ ¦
¦ ¦ Роль современных компьютерных средств и ¦ ¦
¦ ¦технологий в развитии современной социально- ¦ ¦
¦ ¦культурной деятельности. Программное ¦ ¦
¦ ¦обеспечение компьютера. Операционные системы. ¦ ¦
¦ ¦Файлы и каталоги. Основы работы с компьютером. ¦ ¦
¦ ¦Пользовательское программное обеспечение. ¦ ¦
¦ ¦Средства компьютерной обработки текстов, проверки¦ ¦
¦ ¦орфографии и перевода текстов. Средства и ¦ ¦
¦ ¦устройства длительного хранения данных. Архивация¦ ¦
¦ ¦данных. Информационные системы управления базами ¦ ¦
¦ ¦данных. Базы и банки данных. Информационно- ¦ ¦
¦ ¦поисковые системы. Гипертекстовые и ¦ ¦
¦ ¦презентационные системы в социально-культурной ¦ ¦
¦ ¦деятельности. Телекоммуникационные сети и ¦ ¦
¦ ¦системы. Мультимедийные технологии в ¦ ¦
¦ ¦педагогической и творческой деятельности ¦ ¦
¦ ¦в социально-культурной сфере. Эргономика. ¦ ¦
¦ ¦Социально-психологические и социокультурные ¦ ¦
¦ ¦аспекты внедрения информационных технологий. ¦ ¦
¦ ¦Информационные технологии в делопроизводстве. ¦ ¦
¦ ¦Стандартное программное обеспечение ¦ ¦
¦ ¦профессиональной деятельности ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ОПД.Р.00¦Национально-региональный (вузовский) компонент ¦272 ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ОПД.В.00¦Курсы и дисциплины по выбору студентов, ¦272 ¦
¦ ¦устанавливаемые вузом (факультетом) ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ДС.00 ¦Специальные дисциплины ¦2314 ¦
¦ ¦ Специальные дисциплины устанавливаются вузом, ¦ ¦
¦ ¦включая дисциплины по выбору студента ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ФТД.00 ¦Факультативы ¦450 ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ФТД.01 ¦Безопасность жизнедеятельности ¦100 ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ФТД.02 ¦Военная подготовка ¦450 ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ ¦Всего часов теоретического обучения ¦7776 ¦
L--------+-------------------------------------------------+------


5. Сроки освоения основной образовательной программы
бакалавра по направлению 531200 - Социально-культурная
деятельность

5.1. Срок освоения основной образовательной программы подготовки бакалавра социально-культурной деятельности при очной форме обучения составляет 208 недель, в том числе:
- теоретическое обучение, включая научно-
исследовательскую работу студентов,
практикумы, в том числе лабораторные,
включая экзаменационные сессии - 144 недели;
- практики - не менее 16 недель,
в том числе:
- производственная практика - 8 недель;
- преддипломная практика - 8 недель;
- итоговая государственная аттестация,
включая подготовку и защиту выпускной
квалификационной работы - не менее 12 недель;
- каникулы, включая 8 недель
последипломного отпуска, - не менее 36 недель.
5.2. Для лиц, имеющих среднее (полное) общее образование, сроки освоения основной образовательной программы бакалавра социально-культурной деятельности по очно-заочной (вечерней) и заочной формам обучения, а также в случае сочетания различных форм обучения увеличивается вузом до одного года относительно нормативного срока, установленного в п. 1.2 настоящего государственного образовательного стандарта.
5.3. Максимальный объем учебной нагрузки студента устанавливается 54 часа в неделю, включая все виды его аудиторной и внеаудиторной (самостоятельной) учебной работы.
Максимальный объем обязательных аудиторных занятий студента при очной форме обучения не должен превышать в среднем за период теоретического обучения 27 часов в неделю. При этом в указанный объем не входят обязательные практические занятия по физической культуре и занятия по факультативным дисциплинам.
5.4. При очно-заочной (вечерней) форме обучения объем аудиторных занятий должен быть не менее 10 часов в неделю.
5.5. При заочной форме обучения студенту должна быть обеспечена возможность занятий с преподавателем в объеме не менее 160 часов в год.
5.6. Общий объем каникулярного времени в учебном году должен составлять 7 - 10 недель, в том числе не менее двух недель в зимний период.

6. Требования к разработке и условиям реализации
основной образовательной программы подготовки бакалавра
по направлению 531200 - Социально-культурная деятельность

6.1. Требования к разработке основной образовательной программы подготовки бакалавра социально-культурной деятельности.
6.1.1. Высшее учебное заведение самостоятельно разрабатывает и утверждает основную образовательную программу вуза для подготовки бакалавра на основе настоящего государственного образовательного стандарта.
Дисциплины по выбору студента являются обязательными, а факультативные дисциплины, предусматриваемые учебным планом высшего учебного заведения, не являются обязательными для изучения студентом.
Курсовые работы (проекты) рассматриваются как вид учебной работы по дисциплине и выполняются в пределах часов, отводимых на ее изучение.
По всем дисциплинам и практикам, включенным в учебный план высшего учебного заведения должна предусматриваться итоговая оценка (отлично, хорошо, удовлетворительно, неудовлетворительно или зачтено, не зачтено).
6.1.2. При реализации основной образовательной программы высшее учебное заведение имеет право:
- изменять объем часов, отводимых на освоение учебного материала для циклов дисциплин - в пределах 5%;
- формировать цикл гуманитарных и социально-экономических дисциплин, который включает в качестве обязательных дисциплин "Иностранный язык" (в объеме не менее 340 часов), "Физическую культуру" (в объеме не менее 408 часов), "Отечественную историю", "Философию". Остальные базовые дисциплины могут реализовываться по усмотрению вуза. При этом возможно их объединение в междисциплинарные курсы при сохранении обязательного минимума содержания. Если дисциплины являются частью общепрофессиональной или специальной подготовки, выделенные на ее изучение часы могут перераспределяться в рамках цикла. Содержание дисциплин цикла должно быть профессионально ориентировано с учетом профиля подготовки выпускников и содействовать реализации задач в их профессиональной деятельности;
- осуществлять преподавание гуманитарных и социально-экономических дисциплин в форме авторских лекционных курсов и разнообразных видов коллективных и индивидуальных практических занятий, заданий и семинаров по программам, разработанным в самом вузе и учитывающим региональную, национально-этническую, профессиональную специфику, а также научно-исследовательские предпочтения преподавателей, обеспечивающих квалифицированное освещение тематики дисциплин цикла;
- устанавливать необходимую глубину преподавания отдельных разделов дисциплин, входящих в цикл гуманитарных и социально-экономических дисциплин и содействовать реализации задач их профессиональной деятельности;
- решением Ученого совета учебного заведения может сокращаться срок обучения в высшем учебном заведении лиц, имеющих среднее профессиональное образование соответствующего профиля или высшее профессиональное образование различных ступеней, а также лиц, способных освоить в полном объеме основную образовательную программу высшего профессионального образования за более короткий срок. Условия освоения указанными лицами основных образовательных программ высшего профессионального образования в сокращенные сроки определяет федеральный орган управления образованием.
6.2. Требования к кадровому обеспечению учебного процесса.
Реализация основной образовательной программы подготовки бакалавра должна обеспечиваться педагогическими кадрами, имеющими, как правило, базовое образование, соответствующее профилю преподаваемой дисциплины и систематически занимающихся научной и/или научно-методической и организационно-практической деятельностью. Преподаватели специальных теоретических дисциплин должны иметь ученую степень и/или ученое звание, преподаватели художественно-творческих дисциплин должны иметь опыт художественно-исполнительской и/или художественно-педагогической деятельности, преподаватели прикладных дисциплин должны иметь опыт практической работы в соответствующей профессиональной сфере. В составе педагогических кадров, обеспечивающих учебный процесс, доля преподавателей, имеющих ученые степени и звания должна быть не менее 50% от общего числа преподавателей.
6.3. Требования к учебно-методическому обеспечению учебного процесса.
Реализация основной образовательной программы подготовки бакалавра должна обеспечиваться доступом каждого студента к библиотечным фондам и базам данных, по содержанию соответствующих полному перечню дисциплин основной образовательной программы, наличием методических пособий и рекомендаций по всем дисциплинам и по всем занятиям - практикумам, курсовому и дипломному проектированию, практикам, а также наглядными пособиями, аудио-, видео- и мультимедийными материалами. Норма обеспечения учебной литературой к моменту аттестации должна составлять не менее 0,5 учебника на одного студента.
6.4. Требования к материально-техническому обеспечению учебного процесса.
Высшее учебное заведение, реализующее программу подготовки бакалавра, должно располагать материально-технической базой, обеспечивающей проведение всех видов лабораторной, практической, дисциплинарной и междисциплинарной подготовки и научно-исследовательской работы студентов, предусмотренных рабочим учебным планом и соответствующей действующим санитарно-техническим нормам.
6.5. Требования к организации практик.
Высшее учебное заведение, реализующее основную образовательную программу подготовки бакалавра должно располагать базами практики в учреждениях соответствующего профиля. Учебная и производственная практика проводится по утвержденному плану с закреплением за каждым студентом руководителя практики и конкретного задания по практике. Итогом выполнения поставленного задания является положительно оцененный отчет о прохождении практики.

7. Требования к уровню подготовки бакалавра по направлению
531200 - Социально-культурная деятельность

7.1. Требования к итоговой государственной аттестации бакалавра.
7.1.1. Итоговая государственная аттестация бакалавра социально-культурной деятельности включает выпускную квалификационную работу и государственный экзамен, позволяющий выявить теоретическую подготовку к решению профессиональных задач.
7.1.2. Требования к выпускной квалификационной работе бакалавра.
Выпускная квалификационная работа бакалавра социально-культурной деятельности выполняется по теории, организации и методике социокультурной деятельности и представляет собой законченную разработку, в которой исследуется одна из актуальных и значимых в теоретическом и практическом отношении проблем развития социокультурной деятельности.
7.1.3. Требования к государственному экзамену.
Выпускники сдают междисциплинарный экзамен, выявляющий знания по циклу общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин и циклу общепрофессиональных.
7.2. Требования к профессиональной подготовленности бакалавра.
Бакалавр должен уметь решать задачи, соответствующие его степени (квалификации), при этом бакалавр:
- знаком с основными учениями в области гуманитарных и социально-экономических наук, способен научно анализировать социально-значимые проблемы и процессы, умеет использовать методы этих наук в своей профессиональной деятельности;
- знает основы Конституции РФ, этические и правовые нормы, регулирующие отношение человека к человеку, к социальным, этническим и религиозным общностям, к государству, к мировому сообществу, к природе, к национальным и общечеловеческим культурным ценностям, умеет учитывать их при разработке национально-культурных проектов и программ;
- имеет целостное представление о взаимосвязанных процессах и явлениях живой и неживой природы, понимает сущность и возможности современной методологии и методов познания окружающей действительности и владеет ими на уровне, необходимом для решения своих профессиональных задач;
- имеет представление о здоровом образе жизни, владеет умениями и навыками физического и духовного самосовершенствования;
- обладает культурой аналитического мышления, знает его общие законы, способен в письменной и устной речи грамотно и логично оформить результаты своего интеллектуального труда;
- способен к самоактуализации, непрерывному самообразованию и профессиональному самосовершенствованию;
- владеет навыками научной организации труда, современными каналами и средствами научной информации, новыми информационными технологиями, использование которых возможно в его профессиональной деятельности, владеет компьютером, оргтехникой, современными аудиовизуальными средствами обучения;
- понимает сущность и социально-культурную значимость своей будущей профессии, имеет целостное представление об осваиваемой им образовательной системе, о роли и месте в ней каждой из учебных дисциплин, о методах работы с учебным материалом, в полной мере владеет содержанием образовательных программ, предусмотренных стандартами образования;
- способен к прогностической, к проектной и экспертной деятельности в профессиональной сфере, знает принципы системного анализа, умеет осуществлять теоретическое моделирование социально-культурных процессов и явлений, выявлять их качественные и количественные характеристики, определять тенденции развития;
- знаком с экономическими и организационно-управленческими основами развития сферы своей профессиональной деятельности, умеет ставить управленческие задачи, организовывать, контролировать, корректировать и адекватно оценивать их решение;
- знает современные педагогические концепции, методики и передовой опыт социокультурного образования, способен осуществлять педагогическую деятельность;
- знает систему факторов девиантного и делинквентного поведения личности, видов социального и социокультурного контроля в современных условиях;
- умеет вести прикладные социологические и социопедагогические исследования социально-культурной деятельности.

Составители:
Учебно-методическое объединение по образованию в области народного художественного творчества, социально-культурной деятельности и информационных ресурсов.
Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования одобрен на заседании Учебно-методического совета по специальности 531200 - Социально-культурная деятельность 20 декабря 2002 г., протокол № 2.


   ------------------------------------------------------------------

--------------------

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru